Подготовка к отопительному сезону – забота не только энергетиков, но и собственников жилья и нанятых ими управляющих организаций

Июль 22 15:11 2019

Если первые приводят в порядок тепловые сети и оборудование тепловых пунктов, то вторые и третьи должны подготовить к зиме коммуникации и оборудование своих домов. В том, насколько тщательно к приемке домов подходят специалисты управляющих компаний и Барнаульской теплосетевой компании, убедились корреспонденты «ВБ».

Слесарь-сантехник ЖЭУ № 31 Анатолий Строев проверяет уровень масла в гильзах элеваторного узла.
Фото Александра Решетова

Нулевая готовность

Нашим проводником в подвалах многоэтажек стал начальник службы измерений, наладки, испытаний БТСК Валерий Овсянников. Первое место встречи – аварийный дом № 74 на ул. Водопроводной, находящийся в непосредственном управлении собственников жилья.

— От услуг управляющей компании здесь отказались, а жильцам до внутридомовых коммуникаций нет дела, – пояснил Валерий Викторович. – Таких домов по городу много, их жители ничего не делают, чтобы подготовить свой дом к зиме. В этом здании, в частности, многие окна заколочены фанерой, часть стены покосилась, крыша зияет заплатами, а мы вынуждены всю зиму контролировать, все ли тут в порядке с теплом. На протяжении пяти лет здесь не было сделано ничего. Взаимодействие с жильцами ближе к зиме происходит примерно в такой форме: «Пришлите кого-нибудь открыть задвижки, чтобы запустить тепло». Муниципалитет вынужден заключать договор с управляющими компаниями на случай устранения аварийных ситуаций, которые тут бывают нередко. К слову, такая же ситуация и не на аварийных домах, где жители выбрали непосредственный способ управления, акты готовности они не получали ни разу.

Разводка в доме на Водопроводной находится под полами в квартирах на первом этаже, двери в помещение элеваторного узла нет, коммуникации настолько ветхие, что дотронуться до них страшно. Не говоря о том, что дойти до этих труб уже проблематично, доски, когда-то бывшие настилом, давно сгнили. К слову, если зимой произойдет порыв трубопровода, возникновение угрозы для здоровья весьма реально: температура теплоносителя при запуске отопления составляет более 70 градусов.

Аналогичная картина складывается и в частном секторе, поскольку многие дома отапливаются централизованно. Инспекторов БТСК зачастую в дома не пускают, а на все вопросы звучит один ответ: «Мы вам платим, вы и отвечайте за подготовку жилого фонда». Стоит отметить, что это не единственная проблема частного сектора. Практически на каждой улице находится «умелец», который самостоятельно залезет в тепловую камеру и вырежет элеваторный узел, не заботясь о том, что соседняя улица при этом реально не дополучит тепла.

Только блох не хватает

В подвале трехподъездного дома № 15 на ул. Матросова инспекторов БТСК ждали весьма своеобразно – для составления акта замечаний. Только после этого управляющая компания «Столица» собирается начинать подготовку дома к отопительному сезону. Промывку и опрессовку внутридомовой системы не делали. Стояки без изоляции в некоторых местах переходят с металла на пропилен, что приводит к заужению диаметра трубы и, как следствие, снижению температуры в квартирах.

Подвал встретил нас огромными кучами мусора, полузавалившимися сараюшками и капелью из труб. По словам ресурсовиков, в таких подвалах частенько водятся земляные блохи, из-за чего в должностную инструкцию персонала даже внесли дополнение: в подобные помещения не входить.

— Привести в порядок этот дом проще простого, – рассуждает Валерий Викторович. – Но руководство управляющей компании не первый год пишет нам гарантийные письма, обещая после получения акта готовности выполнить изоляцию сетей и ревизию запорной арматуры. В акте приемки всего 22 пункта, все они выполнимы. Просто не нужно копить проблемы, а решать их, пусть понемногу. 17 июля, например, у нас в графике приемки стояло 100 домов, а приняли мы только 40. Это пример того, как много еще в Барнауле нерадивых и безответственных управляющих организаций.

На кого равняться

В подвале девятиэтажного дома № 4 на ул. Панфиловцев нас встречает мастер ЖЭУ № 31 Индустриального района Александр Решетов. Впечатления уже при входе в подвальное помещение отличаются от предыдущего: сухо, светло, воздух мало чем отличается от уличного.

— Дому 34 года, – рассказал Александр Николаевич. – Понадобился год, чтобы полностью привести его в порядок. Первое время проводили много встреч с собственниками жилья, чтобы объяснить, а где-то даже настоять на необходимости тех или иных работ. Домком у нас активный, быстро нашли общий язык, теперь просто поддерживаем нормальное состояние коммуникаций. Промывку и опрессовку провели до того, как подошел срок приемки дома. Запорная арматура показала себя нормально, поэтому сразу покрасили элеваторный узел, набили сальники, обновили информацию, которая предусмотрена инструкцией, сегодня все апломбируем. Изоляцию выполнили на 95 процентов, в подвале порядок наводим каждый год.

Примером ответственного отношения по подготовке МКД к отопительному сезону может служить и администрация Железнодорожного района.

— Благодаря настойчивости главы района Михаила Звягинцева управляющие компании повернулись к этой теме лицом, – отметил Валерий Овсянников. — В первую очередь потому, что руководство районного управления коммунального хозяйства стало принимать дома вместе с нашими инспекторами и воочию увидело, какие проблемы возникают. Сейчас рабочие моменты в районе мы решаем без переписки, достаточно звонка. Даже те компании, которые годами не получали акты готовности, стали к этому стремиться. Хотя и здесь, как вы видели сами, есть аутсайдеры.

На приемку одного МКД у инспектора БТСК в среднем уходит 2,5-3 часа, то есть в день он физически может проверить три многоквартирных дома. В случае, если выявлены замечания, повторная приемка переносится на конец августа, когда завершаются мероприятия по утвержденному весной графику приемки МКД.