Барнаульский режиссер рассуждает о кинопроцессах на Алтае

Июль 22 15:35 2019

Кинематографическая программа Шукшинских дней с каждым годом становится все разнообразней. На Алтай приезжают именитые режиссеры, с участием которых проходят творческие встречи, конкурсы, семинары, мастер-классы. Как влияет подобная фестивальная активность на местную киноотрасль? На эти темы корреспондент «ВБ» побеседовала с ведущим методистом отдела кино Алтайского государственного дома народного творчества, режиссером, победителем первого Шукшинского питчинга кинопроектов Андреем Есауловым.

Андрей Есаулов: «Алтайские режиссеры, как правило, энтузиасты, которые стараются сформировать в регионе некую культурную среду и зрителя, способного все эти усилия оценить».
Фото Андрея Вершинина

Не благодаря, а вопреки

— Андрей, ежегодно во время фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» можно наблюдать мобилизацию творческих сил среди людей, причастных к кино. Способна ли такая активность в целом повлиять на ситуацию в алтайской киноотрасли?

— Действительно, год от года афиша кинособытий на Алтае становится все насыщенней. У нас ежегодно проводится Шукшинский кинофестиваль, фестиваль уличного кино, ночь кино, различные конкурсные программы. Благодаря таким мероприятиям барнаульский зритель имеет возможность знакомиться с новинками отечественного массового и авторского кинематографа, повышает свою визуальную культуру, что не может не радовать. Но что касается непосредственно кинопроизводства, то здесь нам, честно говоря, похвастаться нечем. Прежде всего потому, что пока Алтайский край — не кинематографический регион. У нас, к сожалению, плохо выстроена система профессиональной подготовки будущих режиссеров, операторов. С другой стороны, может быть, действительно Алтайскому краю и не нужно такое количество режиссеров. Все держится лишь на энтузиазме нескольких человек. В числе таких сподвижников – руководитель Молодежного центра кинематографистов Алтая и режиссер Дмитрий Шарабарин, режиссеры Вера Уразова, Юрий Мартынов, Василий Романов, педагог Вячеслав Усков да я (если кого-то забыл, прошу прощения). Поэтому кино на Алтае снимается скорее не благодаря, а вопреки.

— В 2017 году в рамках Шукшинского кинофестиваля прошел первый питчинг кинопроектов, на котором вы были признаны победителем. Ваш фильм «Такой футбол», посвященный игрокам профессиональной футбольной команды инвалидов-ампутантов «Динамо-Алтай», и есть результат этой победы?

— Скорее, питчинг дал мне возможность рассказать о своей идее и получить поддержку Министерства культуры края, а затем и заявиться на грант Губернатора и получить одобрение. И пусть деньги небольшие, но все же эти средства позволили мне реализовать давнюю идею. Фильм снимал я и оператор-постановщик Андрей Вершинин, сам монтировал, за счет футбольного клуба выезжал с командой в другие города… В итоге получился фильм, благодаря которому все узнали о людях, ежедневно демонстрирующих пример невероятного мужества и героизма.

— А что за история с покорением Голливуда?

— Покорение – громко сказано. Речь идет о фильме «История одной картины», снятом мною и Алексеем Климовым в 2015 году. Эта работа стала одним из лауреатов международного кинофестиваля документальных фильмов в Голливуде. Посвящена она событиям 1813 года, когда казачьи формирования под руководством Александра Бенкендорфа освободили территорию Голландии от наполеоновских войск. И память об этом событии даже спустя 200 лет бережно сохраняется голландцами. Не поверите, сегодня там существует около 60 хоров, исполняющих казачьи песни. Сегодня там футбольный клуб носит название «Козаккен Бойз» (казачки), а улицы в своем названии содержат отсылки к Петру Первому, к казачьим традициям. В этом фильме мы рассказываем о другой, неизвестной нам Голландии, которая предстает перед нами не в качестве фриковой страны, а как территория, где помнят подвиги наших предков, очень любят русских людей и с большим уважением относятся к нашей культуре. Кстати, сегодня на счету этого фильма есть еще награды – победа на фестивале любительских фильмов (Москва), а также на Евразийском литературном фестивале в Бангкоке.

Кинематографический «движняк»

— В этом году в рамках Шукшинского кинофестиваля на Алтай прибудет мощная режиссерская команда, в составе которой Виктор Мережко, Алексей Петрухин, Алексей Федорченко, Владимир Котт, Владимир Битоков, Лидия Боброва, Дмитрий Воробьёв… Хочется думать, что столь именитый список – результат активности наших режиссеров и всех, кто причастен к кино.

— Так оно и есть. Приезд режиссеров такого уровня – результат конкретных и зачастую совместных действий регионального Министерства культуры, Алтайского государственного дома народного творчества, Молодежного центра кинематографистов Алтая, компании «Мем Групп», энтузиастов от кино. В числе последних достижений – финансовое участие в Шукшинском питчинге проектов Фонда президентских грантов: благодаря этому победитель питчинга получит 500 тыс. руб.

— Подскажите, какие еще кинособытия появились в Барнауле за последние годы?

— Сегодня довольно активно себя проявляет Молодежный центр кинематографистов Алтая, который регулярно организует показы кино в рамках серии «Сделано в…», уже в третий раз в городе проходит «Фестиваль экранизаций». На базе кинотеатра «Премьера» действует киноклуб, где мы не только бесплатно показываем кино, но и проводим практикумы – знакомим с техническими новинками в кинопроизводстве, организовываем тематические программы. И могу сказать, интерес к кино в нашем городе довольно высок. Поэтому хотелось бы постепенно расширять тематику наших мероприятий – скажем, приглашать в качестве участников кинолекториев историков, краеведов, которые могли бы рассказать об истории Алтайского края, вызвать интерес к нашему региону как у зрителей, так и у создателей кино. Ведь отрадно, когда люди, делающие фильмы на Алтае, при этом воспевают родной край. В случае, если эти киноработы в будущем попадут на фестивали, об Алтае узнает еще больше людей. В этом я вижу нормальный патриотизм, уважение к земле, на которой мы родились.

Андрей Есаулов — барнаульский режиссер и педагог. На его счету немало киноработ, самые известные из которых – фильм «Дневник путешественника» (о пребывании Петера Симона Палласа на Алтае), «История одной картины», «Язык – есть исповедь народа», «Храм» (о крестном ходе в село Коробейниково), «Такой футбол».