Жара. Скорость. Рекорды: первый Кубок ДОСААФ по дрэг-рейсингу сподвиг участников на подвиги

Июль 12 14:03 2019

В селе Новороманово (Калманский район) на аэродроме Панфилово прошел первый в истории Кубок ДОСААФ по дрэг-рейсингу – гонкам на 402 метра. Дебютные соревнования собрали пилотов из Сибири и Казахстана и вошли в историю тем, что на них дважды за два часа обновлялись рекорды трассы.

Фото Ярослава Махначёва

Убедили ДОСААФ

ДОСААФ по своему уставу развивает технические виды спорта. Однако в автоспорте в приоритете у них до недавних пор был картинг и автокросс. Как говорит председатель Алтайской федерации автоспорта Андрей Ан, в прошлом году удалось убедить центральный совет ДОСААФ, что дрэг-рейсинг, входящий в реестр официальных видов спорта в стране, имеет право на жизнь, и общество содействия армии, авиации и флоту решило поддержать любителей скорости, добавив в уже сформированный план соревнований новую строку. И проводить его доверили Алтайскому краю. Правда, как говорит Ан, гонка не попала в единый календарный план Минспорта России, что, возможно, сказалось на географии участников – в основном была Сибирь, дополненная квинтетом пилотов из Казахстана.

— Наша дальнейшая задача – на следующий сезон попасть в календарь всероссийских соревнований, – поясняет председатель АФАС.

Крохин смог

По большому счету дрэгрейсинг одинаков хоть на Кубке ДОСААФ, хоть на чемпионате Сибири. Наши организаторы научились успешно справляться со всем. Да, на чемпионате России, который состоялся неделей ранее, скорости выше, проекты дороже. Но и в Новороманово было на кого посмотреть. Например, барнаулец Олег Крохин. Он единственный из всех пилотов края, участвовавших в чемпионате России, сумел сохранить свой болид, 1400-сильный Nissan GT-R, в боевом состоянии. Обычно бывало наоборот: у всех автомобили большие соревнования переживали, у Крохина что-то случалось – то двигатель «застрелится», то трансмиссия. Тут же все ушли на ремонт, и Олегу пришлось отдуваться одному.

И он с энтузиазмом принялся за дело. В первый день гонки прошла квалификация, которая обычно зрелищностью не блещет. Пилоты привыкают к трассе, изучают поведение машины, механики проводят последние настройки. Но не в этот раз. Еще в самом начале квалификации Андрей Ан в разговоре со мной заметил: возможно, на этих соревнованиях будет побит рекорд трассы, который до этого дня составлял 9,003 секунды.

И буквально минут через 15 Крохин вышел на старт своего первого квалификационного заезда. Прогрел резину, дождался зеленого сигнала светофора – и получите 8,895 секунды.

— Похоже, Ан этого рекорда ждал даже больше, чем я, – улыбался после заезда Крохин. – Мы неделю после чемпионата России времени не теряли, настраивали машину, приглашали специалиста, который работает с чемпионскими автомобилями. И вот результат – машина поехала.

На радостях за рекордсмена публика даже не заметила, что соперником Крохина по заезду была девушка. Единственная на этих соревнованиях. Ольга Помазкина из Кемерова на скромной «хонде» конкуренцию барнаульскому монстру составить не могла по определению, но они и выступают в разных классах. Ольгу заездами на 402 метра заразил муж, бронзовый призер чемпионата России. Правда, он сам с гонками завязал – супруг теперь механик, фотограф и болельщик, а хрупкая Ольга – пилот.

— Это мой первый полноценный сезон. Ощущения? Ну вот уже лучше идет, в первом и втором заездах сегодня не попала в передачу. И как раз сейчас свой рекорд скорости установила – 154,2 километра в час. И время тоже для меня лучшее – 14,503 секунды.

Командная работа

Дрэг-рейсеры на соревнованиях, как правило, опасаются дождя. Мощность машин такая, что любая влага на трассе может привести к печальным последствиям, поэтому чуть с неба закапает – гонку останавливают. Здесь же другая напасть – жара, от которой с трудом спасались люди и которую не выдерживала техника. Всю мощь таких машин можно получить в прохладную погоду. Спасались кто как – одни без перерыва поливали агрегаты водой из садового опрыскивателя, другие вручную толкали машины к старту и заводили уже только там. Но все равно выдерживали не все. Одним из претендентов на победу в самом престижном классе, Unlim, был Александр Нетесов из Казахстана, но квалификация у него не задалась – колдовали механики, колдовали, но своего лучшего времени пилот так и не показал. В финальной части он добрался лишь до третьего места.

Кстати, о команде. Пилот, которого видят болельщики, это, простите за банальность, часть айсберга. Конечно, он не просто давит на педали и пытается машину удержать на прямой, но и не от него одного зависит победа.

— У нас в команде четыре человека, – говорит пилот новокузнецкого коллектива «12 вольт» Максим Соколков. – Один отвечает за колеса и финишный парашют, другой за двигатель, третий за электрику и настройки, я, пилот, кроме управления, должен передать свои ощущения от заезда, чтобы механики поняли, что нужно корректировать. А главного среди нас нет.

Соколкова после Крохина и Нетесова называли третьим претендентом, способным «выехать» из девяти секунд. Нетесову, как вы поняли, не удалось, а вот Соколков в очередной квалификационной попытке мало того что сделал это, так еще и побил только что установленный рекорд Крохина, улучшив его результат на 0,022 секунды. Вы даже моргнуть не успеете за это время! Вот так за 2,5 часа болельщики увидели два новых рекорда новоромановского аэродрома.

Видимо, выплеснув всю энергию на рекорды в первый день, во второй во время финальных заездов все внимание пилоты уже направляли на соперников. В самом престижном классе, как и ожидалось, борьба за первенство развернулась между Крохиным и Соколковым, и наш пилот в решающем заезде опередил конкурента, установив еще один рекорд трассы – на сей раз в скорости – 267,7 километра в час.

Почетной «гостьей» соревнований стала Marussia – прототип российского спортивного автомобиля, разработанного одноименной фирмой под руководством музыканта и шоумена Николая Фоменко. После банкротства фирмы шесть оставшихся прототипов Marussia выкупила новосибирская компания, один из них увидели болельщики в Новороманово. В гонках Marussia не участвовала, но совершила показательный заезд, взяв на борт пассажиром одного из победителей болельщицких конкурсов.