Крестный ход Барнаул – Коробейниково: взгляд изнутри

Июль 12 12:07 2019

С 30 июня по 7 июля от Барнаула до Коробейниково прошел крестный ход к иконе Казанской Божией Матери. К паломникам присоединилась корреспондент «ВБ».

Крестный ход прибывает в Коробейниково.
Фото Ксении Карповой

Дело хлопотливое

Крестный ход начинается в воскресенье, и к следующей субботе прибывает в Коробейниково, где хранится главная святыня края – икона Казанской Божией Матери. В маршруте паломников 250 километров пути, шесть ночевок в населенных пунктах, после каждой из которых в рядах крестоходцев прибывает. Многие приезжают в конечную точку маршрута непосредственно к празднованию Коробейниковской иконы, так что во время Божественной литургии 7 июля во дворе храма не протолкнуться. Одних только крестоходцев – около тысячи.

Мы с подругами присоединяемся к крестному ходу в селе Усть-Чарышская Пристань. Паломники перед этим посетили Бураново, Калманку, Белояровку и Алейск. В каждом населенном пункте им выделяют место для размещения: обычно это территория школы, где пришедшие ставят палатки, полевую кухню, протягивают шланги к умывальникам. Но если о питании крестоходцам задумываться не приходится, то смыть с себя пыль и пот – большая проблема. Кое-где местные жители пускают желающих к себе в бани, а в Усть-Пристани встречу паломников берет на себя община храма Иоанна Кронштадтского. Настоятель храма отец Никандр рассказывает:

— Крестному ходу 21 год, я водил его четыре года, поэтому знаю, в чем нуждаются эти люди. Мы устанавливаем душевые кабинки, топим баню, в этом году соорудили бассейн для ребятишек. Обязательно устраиваем концерт, проводим экскурсии к источнику, рассказываем об истории села, потому что людям надо не только расположиться и покушать, им хочется отдохнуть душой. Гостей принимать – хлопотливое дело, но благородное. Мы не просто людей – мы Христа принимаем.

Наш крестный ход — всероссийский: в нем участвуют жители Алтайского края, а также Красноярска, Новокузнецка, Санкт-Петербурга, Междуреченска, Сызрани и других городов.

Встреча с солнцем

Жительница Барнаула Евгения Семакова участвует в крестном ходе седьмой раз.

— Нас сопровождают, кормят, поэтому бутылочки воды в дорогу достаточно. Идем налегке, – говорит она. – Сейчас у меня с собой два комплекта одежды на случай дождя, палатка, спальник, свои сумки мы подписываем и загружаем в машину сопровождения.

Евгения признается: для нее самым сложным был переход от Алейска до Усть-Пристани, потому что день выдался жаркий, а дистанция внушительная – около 70 километров.

— Кто-то стирает ноги в первый день и потом всю неделю едет с полевой кухней и трудится там, чистит несколько мешков картофеля и других овощей, – добавляет горожанка.

Чтобы не стереть ноги, знающие люди выбирают обувь на толстенной подошве, на пару размеров больше нужного, и плотные носки. Чтобы не обгореть – надевают рубашки с длинными рукавами и прячут шеи под платками. 26-летний барнаулец Владимир Лисиченко ко встрече с палящим солнцем подготовился основательно: на нем перчатки, шляпа, лицо замотано в белый платок по самые глаза.

— Это мой пятый крестный ход. Каждый год какая-то сложность: в первый раз я сильно обгорел, второй раз съели комары, потом пошли классические мозоли. Вот в этом году, кстати, все хорошо, – говорит барнаулец.

История Владимира напоминает мою собственную: первые два крестных хода он прошел, не будучи крещеным. Признается: решился на этот путь за компанию с друзьями, чтобы проверить себя, глубже узнать православие. Шел от самого Барнаула.

Я тоже иду в сопровождении воцерковленных подруг, которые то и дело поясняют происходящее. Например, на протяжении всего пути паломники непрерывно поют: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».

— Это Иисусова молитва, – объясняют мне. – Она короткая, и ее рекомендуют повторять много раз. А слышишь, что поет группа позади нас? «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором». Омофор – это платок для головы, тот самый Покров Пресвятой Богородицы. К Богородице обращаются «Радосте наша».

Плавится асфальт, и на дороге в Елбанку остаются наши следы…

У цели

Пара часов, и вот мы уже топаем по каменистой дороге – этот участок пути здорово калечит ноги. В планах на день – марафонская дистанция по пересеченной местности: до места следующей ночевки 40 километров. Приходим по уши в пыли. Больше всего хочется помыться и размять плечи.

В последний день к нам присоединяются две девочки из Санкт-Петербурга, сестры Давыдовы. Лидии – 13 лет, Евдокии – 10. Две их младшие сестренки вместе с мамой прибудут в Коробейниково на машине, маловаты еще для пешего приключения. А Лида с Дуней идут за руку с маминой подругой.

— Я была маленькая, лет шесть мне было, когда в первый раз пошла в крестный ход, – сообщает Дуня. – У каждого своя цель: либо замаливать какие-то грехи, либо просить что-то у Бога. У нас сейчас бабушка болеет, я буду просить, чтобы она выздоровела. А еще папа выбирает нам новую квартиру, надо помолиться, чтобы мы сделали правильный выбор.

Переходя по мосту через Чарыш, мы видим казачий струг «Атаман Ермак. Князь Сибирский». Струг совершает свой крестный ход, по Оби, и встреча с ним – одно из ключевых и самых радостных событий. Кроме того, в основной поток крестоходцев вливаются паломники, идущие из Бийска и Белокурихи. Бийчанки делятся: им хочется не только прикоснуться к святыне, но и доказать себе, на что они способны. Все-таки крестный ход не прогулка по городу. Зато и эмоции там, в конце пути, самые искренние, когда ты не можешь сдержать слез – то ли от боли в ногах, то ли от красоты открывшегося вида на коробейниковский храм, куда под звон колоколов течет река из сотен паломников.

Крестный ход повторяет путь иконы Казанской Божией Матери, которая сегодня хранится в Богородице-Казанском мужском монастыре.

Подробный фоторепортаж