Лучший экскурсовод Барнаула почти десять лет рассказывает гостям краевой столицы о ее прошлом

Июль 10 10:48 2019

Почему Демидовский столп называли Змеем Горынычем, кто был первым барнаульским автомобилистом, сколько весила месячная зарплата Ивана Ползунова… Эти и другие любопытные факты Виктор Исаев – победитель конкурса «Лучший по профессии» в номинации «Лучший экскурсовод» – находит в архивах, а потом украшает ими свой экскурсионный рассказ.

Одна из любимых экскурсий Виктора Исаева посвящена горнозаводскому периоду Барнаула.
Фото из архива Виктора Исаева

Казалось бы, что сложного в работе гида? Заучил текст да рассказывай. Если бы. Нередко туристы жалуются, что искажаются факты, хромает культура речи.

— Экскурсоводов много, но хороший экскурсовод – товар штучный. Конкурсы профмастерства стимулируют нас работать лучше, – считает кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента АлтГТУ, экскурсовод туристической компании «Арго» Виктор Исаев. – На мой взгляд, мастерство экскурсовода складывается из нескольких составляющих: глубокие знания, высокий уровень речевой культуры, коммуникабельность, способность перестроить экскурсию с учетом различных обстоятельств.

Притом важно не просто рассказывать, а вызывать интерес. Потому Виктор Викторович много времени проводит в архиве.

— Я обнаружил интересный факт про всем известный Демидовский столп. В 1924 году, после смерти Ленина, в стране его именем стали называть улицы, переименовывать города. В Барнауле была предпринята попытка переделать столп в советский памятник. На нем установили три головы – Маркса, Энгельса и Ленина. В таком виде он просуществовал всего год, потом головы демонтировали: за нелепый вид народ прозвал памятник Змеем Горынычем, а партийные власти не смогли смириться с насмешками над классиками марксизма-ленинизма.

Виктор Исаев: «Больше всего меня поражает, что люди не знают общеизвестных фактов. Если спросить про Ползунова, в лучшем случае скажут: он создал паровую машину. А уж чем занимался до этого – ее он изобрел-то в конце жизни – совсем не знают».

С фактами наперевес

Почти за десять лет практики Виктор Исаев отметил, что турист изменился. Теперь он любую информацию может перепроверить с помощью гаджета, а то и вовсе придет на экскурсию подготовленным. Для таких слушателей у экскурсовода всегда должно быть в запасе что-нибудь этакое.

— Когда идем по улице Льва Толстого, рассказываю о жизни купцов и, например, говорю: Михаил Морозов, купеческий сын, в 1908 году приобретает первый в городе автомобиль. Он был единственным владельцем машины.

Тогда даже городская дума решала, разрешить ему ездить или нет. Дело в том, что Михаил Морозов (сохранились полицейские протоколы) давил кур, поросят, проносился по улицам так, что забрызгивал грязью интеллигентную, как писали, публику. В общем, был лихим водителем и гонял от Речного вокзала до Дунькиной рощи, где сейчас политех. 14-ю голосами «за» и 13-ю «против» ездить ему разрешили, но ограничили скорость до 20 км/ч. Главный аргумент – в Европе прогресс идет, ну и мы не дикие люди.

Подкрепляет интерес, особенно у детей, которые, как говорит Виктор Исаев, больше любят не слова, а спецэффекты, волшебный чемоданчик. Оттуда хороший экскурсовод достает не только фотографии, но и различные предметы. У нашего гида, например, в ходу настоящий паспорт извозчика.

— Чтобы работать извозчиком, надо было прийти в полицию, представить лошадей, экипаж, характеристику о том, что ты человек трезвого образа жизни, и заплатить налог. Да, все было непросто, – открывает секреты историк. – Когда говорю о наследии Ползунова, рассказываю, что он, будучи плавильным писарем, получал 36 рублей в год. И достаю пять копеек XVIII века. Монета большая, медная. Весит 60 г. В месяц он получал 3,5 кг денег. Люди на ладошке подержат монету и глубже проникнутся тем временем.

Такие вещицы экскурсовод берет не напрокат – покупает или выменивает, а потом показывает их гостям города и своим студентам.

Монеты XVIII века.
Фото из архива Виктора Исаева

Новый бренд

Сейчас в арсенале Виктора Исаева около шести-семи экскурсий. Самые популярные – обзорная, а также посвященные купеческому и горнозаводскому (или демидовскому) Барнаулу, наследию Ползунова. Последние две особенно любимы гидом.

— Сереброплавильный завод – сердце Барнаула. С него город начался. Сейчас это единственный за Уралом памятник промышленной архитектуры начала XIX века, который сохранился как комплекс. В Сибири больше нет ничего подобного. Когда его отреставрируют (хотелось бы, чтобы это произошло быстрее), он станет нашей жемчужиной, – уверен Виктор Викторович.

Строительство туркластера – важный этап в сохранении культурно-исторического наследия Барнаула.

— Каким красивым стал Нагорный парк. Жаль только, не все понимают, что это бывшее кладбище с десятками тысяч захоронений. Их даже три – православное, лютеранское и мусульманское.

Сейчас Виктор Исаев занимается разработкой новой экскурсии, посвященной Барнаулу в годы Гражданской войны. Кроме того, Виктор Викторович задумывается над использованием элементов анимации, в частности, реконструкций, которые сделают экскурсию интереснее.

Конкурс профессионального мастерства среди экскурсоводов в этом году проводился впервые. Его участникам предстояло пройти три этапа: подача доку- ментов, включая разработки авторских туристических маршрутов, 20-минутное тестирование на знание теории работы, природных и исторических объектов края, а также демонстрация одной из экскурсий.