На счету Юрия Люкшина более 60 персональных выставок. Одна из них наконец добралась до Барнаула

Июль 09 14:47 2019

Кошкой вдохновлялись художники разных эпох и культур. Древние греки воспринимали ее как защитницу. В эпоху Возрождения животное считали символом плутовства, предательства и измены. Потом к ней вновь возвращается образ хранительницы очага. Котофеи питерского мастера Юрия Люкшина именно такие. Его персональная выставка «Коты для умножения доброты» (0+) открылась в Государственном художественном музее Алтайского края.

Некоторые коты с картин художника очень похожи на его любимого питомца.
Фото Юлии Неволиной

Любителям графики Юрий Люкшин, заслуженный художник России, почетный член Российской академии художеств, известен работами на религиозно-эпические темы. Художник создал свой оригинальный стиль, вобравший в себя традиции иконописи, народной картинки и лубка. В Барнауле он предстал в совершенно ином свете, на одной выставке картины сразу двух разных серий.

Первая из них, «Русские коты», появилась в конце 1990-х годов. Почти 25 лет назад мастер представлял свои работы большого цикла станковой графики «Дневник паломника» в Русском музее. В соседних залах были выставлены любопытные картины с изображением котов Пелагеи Шуриги. Они сразу же покорили жену Люкшина, а та в свою очередь вдохновила мужа на создание собственной галереи пушистых красавцев. Работы этой серии созданы в смешанной технике гуаши, темперы и аппликации тканью. Причем, где начинается одна и заканчивается другая техника, еще поди разбери – все очень органично переплетается между собой.

Коты этой серии какие-то понятные, близкие и очень теплые. У каждого из них есть имя, виден характер. Черныш взъерошен и чем-то напуган, белокурая Душечка доброжелательна, Ваня игрив, а Экзот, почему-то напоминающий енота, скромен.

Вторая, «Коты Малевича», для любителей сублиматизма. Здесь красные, белые, черные силуэты, в которых зрителю предстоит найти своего кота. Они не всегда четко изображены – некоторые очень хорошо спрятаны. Так, кошка цвета угля скрылась в таком же квадрате. Если бы не глаза, ее вообще бы никто не заметил.

Серия появилась в начале нулевых. В этот раз вдохновителем стал сам классик авангарда. Благодаря его цветовым решениям и лаконичной новаторской форме появились забавные питомцы Люкшина. Как утверждают искусствоведы, «Коты Малевича» – парафразы поздних работ мастера – «Мальчик (Ванька)», «На жатву (Марфа и Ванька)», «Голова крестьянина», «Три женские фигуры», «Красная конница» и «Красный дом», – относящихся к 1928- 1932 годам.

— Эта выставка путешествует по стране уже лет 12. Сначала ее увидели ценители искусства Москвы и Санкт-Петербурга, а потом и других городов. К нам она перебралась из Новосибирска, а после поедет в Ханты-Мансийск, – рассказывает заведующая выставочным сектором ГХМАКа Светлана Артюхова.

Такой подарок барнаульцам художник сделал в честь своего 70-летия, которое отмечает в этом году. Однако представлением двух кошачьих серий он не ограничился – выставку «Коты для умножения доброты» сменит другая. В следующий раз Юрий Люкшин раскроется как замечательный книжный график, его экспозиция будет посвящена «Слову о полку Игореве».

Но пока горожанам предстоит узнать его как любителя кошек.

— Когда мы смотрим на эти работы, не понимаем, где заканчивается живопись и начинается декоративно-прикладное искусство. Здесь есть кружево, фантики, которые Люкшин виртуозно вплетает в шерсть котов, ткань, органично сочетающаяся с шерсткой, – продолжает Светлана Артюхова. – Как раз в этом и есть исключительность выставки – здесь смешано несколько направлений искусства.

К слову, эти картины уже побывали в музеях Ярославля, Петрозаводска, Пушкинских Гор, Великого Новгорода, Мурманска, Челябинска и Магнитогорска.

32 кошачьи работы Юрия Люкшина можно увидеть до 8 сентября в стенах ГХМАКа по адресу: ул. М. Горького, 16.