Ученые обсудили, как и зачем сохранять историческое и культурное наследие

Июнь 10 14:08 2019

Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Историко-культурное и природное наследие как стратегический фактор развития регионов России» собрала в Барнауле более ста человек. Это маститые и молодые ученые, представители ведущих музеев страны, национальных природных парков, а также Православного Палестинского общества.

Магазин купца Смирнова (ул. Л. Толстого, 21) – один из экскурсионных объектов, включенных в ландшафтный спектакль.
Фото Ярослава Махначёва

Развенчивая мифы

Алтайский государственный институт культуры площадкой различных форумов и дискуссий становился уже не раз. Но конференции, где обсуждались бы глобальные вопросы сохранения, интерпретации и репрезентации историко-культурного и природного наследия страны, в этих стенах еще не было.

Как отметила проректор по научной работе и международным связям профессор кафедры музеологии и документоведения АГИК Елена Полякова, конференция – их совместное детище с Российским научно-исследовательским институтом им. Д.С. Лихачёва. Однако, вопреки ожиданиям, ведущие ученые со всех уголков страны собрались вовсе не в Москве.

— Дело в том, что в институте действует научная школа «Изучение, сохранение и трансляция историко-культурного наследия», поэтому вышеуказанные проблемы было логично обсудить именно на нашей площадке, – поясняет Елена Полякова. – Вообще, первоначально мы не думали, что событие приобретет столь серьезный масштаб. Но нам приятно, что тема оказалась интересна такому большому числу ученых. Хотя дискуссия касается исключительно России, присутствие иностранных граждан в ней очень важно. Все-таки мы живем в мировом социуме, и достояния нашей страны являются достояниями всего человечества. Нужно ломать стереотипы о том, что у нас мировых ценностей нет.

Именно об этом в своем докладе и говорил итальянец, кандидат культурологии Даниэле Ланца. Он на протяжении восьми лет живет в Санкт-Петербурге – учится в аспирантуре. Еще дольше занимается изучением образов Сибири в культуре Европы.

— Как это ни странно, но я впервые попал за Урал, поэтому все здесь мне очень интересно, – признается Даниэле. – На самом деле жители Западной Европы – речь о массовой культуре – практически ничего не знают об этом регионе. Как и о Крайнем Севере, Кавказе, Кубани и уж тем более о Дальнем Востоке. Они живут в королевстве стереотипов, выбирая из всех возможных самый фантастический вариант.

К примеру, вплоть до ХХ века маркерами Сибири европейцы считали мороз, медведей, бородатых мужиков, цепи, подавление свободы, ссылки, каторгу… По их мнению, наши «дремучие» места для этого идеальнее всего подходят. Сейчас эти стереотипы уже уходят в прошлое, но все-таки Сибирь по-прежнему остается в глазах западных европейцев чем-то таинственным, необъяснимым и даже несколько жутковатым – уж слишком велик ее масштаб. Даниэле считает, что все это можно и нужно корректировать, используя современные технологии, сохраняя и приумножая природное и историческое богатство Сибирского региона.

Даниэле Ланца: «Чтобы понять Сибирь, надо увидеть Алтай, Якутию, Норильск, Байкал… Это не просто регион, а настоящий «сибирийский» континент. Он огромный! По-настоящему его понять, сложить о нем впечатление можно, только попутешествовав много лет по вашим местам».

О двух концах

По словам кандидата культурологии, советника директора Российского научно-исследовательского института им. Д.С. Лихачёва, заместителя председателя Православного Палестинского общества Сергея Житенёва, смысл конференции – в поиске путей недопущения крайностей.

— Вопросы: что, как и зачем сохранять, а потом, как сохраненное использовать разные поколения и культуры решают по-своему, – рассказывает Сергей Юрьевич. – Скажем, в Японии оберегают нематериальное наследие, а в Европе, наоборот, теряют его, гоняясь за материальным. Российскому социуму нужно сохранить и то и другое. Притом использование этого наследия имеет свои возможности и противоречия. Наиболее массовая и часто встречающаяся его форма – туристская. Многие природные системы просто не выдерживают туристских потоков. И здесь возникает противоречие: наследие без туризма невозможно, тогда им просто не будут пользоваться, а с другой стороны, активное потребление часто приводит к деградации и гибели богатств. Это большая дихотомия, в которой нужно разбираться.

Сейчас острее всего проблема не совсем благоприятного туристского наследия стоит на Северном Кавказе, в Московском регионе, куда стремятся безумные потоки людей. Как ни странно, страдает и Дальний Восток. К примеру, знаменитая Долина гейзеров на Камчатке несколько лет назад не выдержала напора людей. К счастью, сейчас она начала восстанавливаться.

Наш Алтай тоже для туристов представляет большой интерес, но культурное и природное вымирание ему пока не грозит.

— Туристский поток в ваш регион пока не настолько велик, чтобы чему-то причинять значительный ущерб. Когда он станет многомиллионным, тогда этот вопрос возникнет, – успокаивает Сергей Житенёв. – К тому же туристская инфраструктура Алтайского края пока не так сильно развита. В дальнейшем в ее развитии нужно будет искать и находить решения, позволяющие минимизировать вред, который туристы смогут нанести местным богатствам. У вас это еще можно успеть сделать.

Земля вместо сцены

Говоря о способах привлечения и удержания туриста, доцент кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга АлтГУ Вера Быкова сделала акцент на изобретательности принимающих сторон. В числе новинок – ландшафтные спектакли, во время которых экскурсанты погружаются в ту или иную историческую среду. К слову, в Барнауле программа такого формата тоже существует – она называется «Барнаульская ярмарка, или Шопинг по старинке» и знакомит с традициями купечества. В процесс реализации сценария вовлекаются окружающий естественный и исторический ландшафты, задействованы здания, улицы, а зрители становятся активными участниками спектакля и двигаются вслед за развитием сюжета.

Среди участников конференции, которая проходила с 5 по 8 июня, представители 20 регионов России, в том числе Бурятии, Хакасии, Крыма, Орловской, Смоленской, Омской, Иркутской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, а также Италии и Казахстана. Дискуссии и обсуждения проходили на площадках Барнаула и Республики Алтай.