Чем живет и как развивается туризм на Алтае?

Май 24 11:53 2019

В начале летнего туристического сезона президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ), руководитель PEGAS Touristik Александра Томашевич рассказала о последних тенденциях отрасли, ее перспективах в краевой столице и способах, которые позволят путешественникам не потерять деньги.

Нагорный парк в Барнауле.
Фото Андрея Чурилова

Есть куда расти

В последнее время Алтайский край стал одним из самых популярных российских регионов, куда стремятся попасть туристы со всей страны и из-за рубежа. В год здесь бывает свыше 2 млн гостей. Десять лет назад этот показатель был в четыре раза ниже. Однако туроператорам хочется, чтобы на Алтай приезжало все больше и больше людей. И для этого у региона есть огромный потенциал, который нужно продолжать раскрывать.

— Для ряда гостиниц по-прежнему актуальна проблема сезонности. Отапливаться зимой им не по карману. Проблему помогла бы решить газификация региона, – считает Александра Томашевич. – Еще один вопрос, который влияет на рост турпотока и повышение конкурентоспособности края, – субсидированные перевозки из Центральной России. Если объективно, то жителям той части страны дешевле слетать в Вену или Прагу, чем на Алтай.

Еще одна мера, которая поспособствует созданию новых маршрутов и увеличению так называемой возвратности туристов, – восстановление 50 км дорожного покрытия в долине реки Чарыш. Этот район привлекателен и для гостей, и для инвестиций. Географически здесь располагаются пик Шангина, наивысшая точка края, горные массивы и красивейшие реки Кумир и Kоргон.

— Из глобального – важен выход на рынок международного туризма. Сейчас массово к нам едут, пожалуй, только из Германии, что обусловлено, скорее, историческими факторами – здесь у многих остались родственники или друзья. Гости из других европейских стран единичны. Исправить это поможет, к примеру, возобновление взаимоотношений с международным проектом UNVTO «Великий Шелковый путь», – уверена Александра Томашевич.

Только вместе

По словам президента АРАТ, хорошие перспективы есть как у всего региона, так и у его столицы. Если раньше это был город преимущественно транзитный, то теперь здесь хотят задерживаться.

— Если сравнить Барнаул сегодняшний и Барнаул двухлетней давности, посмотрите, как он вырос. Появился туркластер, преобразились многие экскурсионные объекты – музеи «Мир камня» и «Город», «Горная аптека»… Я уверена, что мы и дальше будем меняться, наполняться интересными площадками, – признается Александра. – Важно понимать, что процесс преобразований медленный. Не бывает так, чтобы появилось все и сразу. Но тенденция наметилась правильная. Причем обновление города – дело не только власти, представителей туротрасли или общественности. Это дело каждого. Когда человек начинает любить место, где живет, его красота западает в душу и приезжим. А когда это случается, гостям хочется тут остаться или вернуться вновь. Может быть, моя позиция несколько утопическая, но, мне кажется, именно с этого все и начинается.

Планировать заранее

По словам Александры Томашевич, горячий сезон у туроператоров всегда. Этому поспособствовало появление раннего бронирования, продвижение событийного туризма и несезонных экскурсионных программ.

Но все-таки наиболее массово люди отдыхают летом. Сейчас уже большая часть населения края знает, где и как проведет отпуск. Сегодня в топе Турция, Таиланд и Вьетнам, есть спрос на безвизовые Кипр и Грецию. В России популярны Сочи и Крым, а на Алтае все чаще привлекают отдаленные районы – близ Чике-Тамана и подножия Белухи.

— Вариант раннего планирования отпусков всегда выгоднее. Но это не означает, что в разгар сезона поздно определяться с местом для отдыха. Единственный минус – в это время невозможно купить хорошие программы, – поясняет президент АРАТ. – Популярные отели, компетентные экскурсоводы, проверенный транспорт расписаны на месяцы вперед.

Берегите деньги

Однако, предупреждает Александра, есть компании, которые не регистрируют себя как юрлица или ИП и при этом работают с туристами. Сегодня условный менеджер продает программы, сидя дома, а завтра решает закрыться и кинет клиентов. Чтобы не попасть впросак, руководитель ассоциации рекомендует первым делом читать договор.

— В этом году будет 15 лет, как я в туризме, и могу по пальцам рук пересчитать, сколько туристов за это время реально прочитали договор. Чаще всего, к сожалению, клиенты не вникают в документы, выданные в туристической компании.

Еще один вариант проверки – документы организации, копии которых, как правило, находятся в открытом доступе в офисе турфирмы. Это образцы договора и турпутевки, копии ИНН, ОГРН, уставных документов, действующей лицензии. Если их нет, задайте вопрос: «Почему?».

Если речь о заграничном отдыхе, то у многих туроператоров на сайте можно проверить тур, вбив в окно номер заявки.

— Наверное, около полугода мне звонят раз в полторы-две недели и говорят: «Забронировали тур, завтра вылет, а нам не выдали документы». Начинаем разбираться, спрашиваю номер заявки, фамилии, звоню в офис оператора и уточняю есть ли такие на рейсе. Как правило, их в списках нет, – рассказывает Александра Томашевич. – Что делать в такой ситуации? Обращаться в туристическое агентство, выяснять ситуацию, требовать возврата денег. Те туристические компании, за которые может поручиться АРАТ, перечислены на сайте arat.su.

Александра Томашевич: «Жители края не просто готовы путешествовать, они это делают постоянно. Для Центральной России 100 км – это расстояние. Мы столько можем преодолеть по дороге в гости. К тому же короткое лето подстегивает проводить как можно больше времени в новых местах».