Комедия без хеппи-энда: очередная премьера в театре драмы намечена на 23 мая

Май 20 10:45 2019

В краевом театре драмы завершаются репетиции последней премьеры этого сезона – спектакля «Идеальный муж» (16+), поставленного по комедии Оскара Уайльда. Правда, как уверяет режиссер постановки Алексей Шавлов, его всегда удивляла радужная трактовка финала этой пьесы – по его мнению, наоборот, в последних репликах героев явно содержится авторский намек на то, что главные участники захватывающей истории чета Чилтернов в итоге не прошла проверку на прочность.

Фото предоставлено краевым театром драмы

Вторая редакция

С Алексеем Шавловым барнаульская публика знакома по творческой лаборатории «Человек – целый мир», посвященной Достоевскому (еще один участник этой лаборатории Рача Махатаев недавно выпустил в алтайской Драме спектакль «Кроткая») – в ее рамках молодой режиссер представил спектакль-эскиз по роману «Бесы». И вот спустя год Алексей Шавлов снова в нашем театре. На этот раз он выходит на большую сцену с известной уайльдовской историей, которая давно волнует режиссера. В 2017 году он вместе с актерами московского театра «Студия. Project» поставил «Идеального мужа» на небольшом сценическом пространстве. Теперь же в распоряжении режиссера – большая сцена. Поэтому свою новую работу Алексей называет второй редакцией.

— Действительно, с этой пьесой у меня давние отношения, – поясняет Алексей Шавлов. – И я смею предположить, что и сам Уайльд, сочиняя этот объемный барочный текст с трудными для восприятия нагроможденными предложениями, заложил в него некое жанровое преломление. И жанровая природа этой комедии – острой, эксцентричной, гротескной – настолько интересна, что хочется вместе с артистами в ней покопаться. Кроме того, я несколько иначе, чем принято, читаю финал. Если следовать буквам, то конец этой истории – безусловный хеппи-энд, означающий, что, пройдя через все испытания, герои обрели гармонию в отношениях. Мне же кажется, что неспроста муж в конце спрашивает у своей жены: «Гертруда, что ты чувствуешь ко мне любовь или только жалость?» И в своих ощущениях я хочу убедить зрителей.

По сюжету успешному и респектабельному сэру Роберту Чилтерну и его идеальному браку угрожают «тени» прошлого, которые могут погубить его политическую карьеру и разрушить счастливый брак. Но, как пояснил режиссер, новый спектакль – это не истории из жизни английской аристократии, а лишь фантазии на тему эпохи, на тему взаимоотношений. Ведь, если разобраться, в постановке фигурирует несколько пар, истории которых между собой переплетаются, становятся поводом для размышлений. По мнению Алексея Шавлова, причина конфликта в пьесе – чрезмерная идеализация мужа героиней, из-за чего, собственно, в комедии все и закручивается.

Режиссер – это охотник

Вместе с режиссером над спектаклем работают художник-постановщик Алексей Вотяков, художник по свету Алексей Крючков.

— Все вместе мы ищем то, что в театре называется игрой, – продолжает режиссер. – А возникает она, как водится, из самых неожиданных вещей, ситуаций. К примеру, по сюжету требуется на сцену доставить письма. В 99 случаях из 100 их вынесли бы на подносе. Но неожиданно во время репетиций один из актеров высказывает, казалось бы, бредовую идею – доставить письма с почтовыми голубями. Мы тут же ухватились за нее, и, собственно, на этих голубях и решили построить начало второго акта. В этой связи вспоминается мысль Туминаса (Римас Туминас – режиссер, худрук Театра им. Е. Вахтангова. – Прим. ред.) о том, что режиссер – это охотник, который сидит в кустах с ружьем в ожидании крупной утки. Причем мимо пролетают утки разные, а выстрелить нужно в самую-самую.

Как считает Дмитрий Чижук, актер, исполняющий роль сэра Роберта Чилтерна, это история о том, что близкого человека нужно принимать таким, какой он есть.

— Еще в «застольный» период работы над пьесой, знакомясь с ее текстом, мне очень понравился монолог главного героя, посвященный идеализации, – рассуждает он. – Ведь в жизни совсем не обязательно быть идеальным, вполне возможно, именно в человеческих причудах, в этих неидеальностях и заключается наша особенность, индивидуальность.

Эдуард Тимошенко, тоже исполнивший в спектакле одну из ведущих ролей, назвал эту постановку комедией с грустным концом. Но прежде всего интересно в ней то, что построена она на игре не только слов, но и рук, ног, тела. И в этом смысле новая работа – прекрасная почва для всевозможных интерпретаций и размышлений над действиями героев.

В спектакле заняты: Эдуард Тимошенко, Елена Адушева, Екатерина Боярова, Максим Волков, Анастасия Дунаева, Данила Никоноров, Сергей Рассахань, Мария Сазонова, Геннадий Тихонов, Сергей Филипченко, Дмитрий Чижук.

Фото предоставлено краевым театром драмы