Как зажигались «Огоньки»: история хореографического ансамбля алтайской филармонии

Май 20 16:10 2019

В 1967 году в филармонии Алтайского края, которая в мае отмечает 75-летний юбилей, родился профессиональный хореографический коллектив.

Легендарный танец «Огоньков» — «Зимним вечером».
Фото из личного архива Татьяны Верховодкиной

С конца шестидесятых годов прошлого столетия Алтайский край наряду с особыми сортами пшеницы прославился и задорными танцами. Ансамбль «Огоньки» стал настоящей визитной карточкой региона. О том, как проходило становление коллектива, мы вспоминаем вместе с известным барнаульским хореографом Татьяной Верховодкиной.

Татьяна Викторовна, вы из основателей «Огоньков». Как все начиналось?

12 декабря 1967 года балетмейстер Гарри Полевой привез из Кемерова шесть танцовщиков, с ним приехали Лидия Полевая, Татьяна Козлова, Александр Атажукин, Валерий Чалдин, Фадис Зайдулин и я. А на следующий день коллектив уже работал. Полевой смотрел и новичков, отбор был очень серьезный. В марте 1968 года к нам добавились артисты из Омска Борис Лагутин и Алексей Коновалов, перешел из театра музкомедии Валерий Глухих. Из Красноярска приехали Виктор Онушко, Александр Шаповалов, Николай Гультяев, Нина Денискина-Михайлова, из Ленинградской области – Наталья Троянкина, из Новосибирска – Галина Шахматова, из барнаульской студии «Трудовые резервы» пришла Ольга Мекка… Набирали и музыкантов: первыми были баянисты Андрей Анненков и Валерий Михайлов, саксофонист Юрий Копылов, барабанщик Анатолий Кряжев, возглавил оркестр композитор Михаил Стариков.

Получается, чуть ли не вся страна внесла вклад в создание «Огоньков». Коллектив сложился сразу?

— Создавали программу с нуля. Приходилось много работать. Полевой был очень строгим и требовательным. Кто-то не выдерживал, кому-то пришлось уехать по разным обстоятельствам, но костяк оставался. В крае относились к нам серьезно. Александр Георгиев, бывший первый секретарь крайкома партии, называл «Огоньки» своим детищем, обещал отправить в Москву на обучение. И 28 сентября 1968 года мы всем коллективом поехали в столицу.

Как проходили занятия, кто вас обучал?

— Два месяца занимались с утра до ночи. Мы были молодые (мне как раз 20 лет исполнилось), хотелось и погулять по Москве, урывали время от отдыха. Делали программу, с которой потом выступали многие годы. Коллектив назывался – ансамбль русского эстрадного танца. Занимался с нами удивительный хореограф-чечеточник Владимир Зернов, отец знаменитого степ-танцовщика из Большого театра Евгения Зернова. Обучал нас и легендарный балетмейстер Владимир Варковицкий, преподаватель Московского хореографического училища, известный постановщик концертных номеров на современные и русские темы. Еще был народный артист России Виктор Темнов – заведующий музыкальной частью ансамбля «Березка», автор многих песен для Людмилы Зыкиной. Он сделал аранжировку музыки для наших танцев, написал песни для вокалистки «Огоньков» Галины Бобровой.

Школа серьезная. И что в результате?

— Получилась замечательная программа, мы представили ее на утверждение государственной комиссии, в которой были знаменитые балетмейстеры Михаил Хрусталёв и Анна Редель. Сдача проходила в театре эстрады. Показали красочное вступление, танцы: лиричный «Огоньки» (наша визитка – внутри цветов зажигались лампочки), драматичный «Синий платочек», «Я шагаю по Москве» (Зернов поставил для нас со степом), «Рябинушка», «Подснежники», «Кадриль», «Снегири», «Тополя»… А в финале – композиция по мотивам сибирского фольклора «Алтайский мед». Программу утвердили без особых замечаний. Сначала у нас были концерты в Москве, в Кремлевском дворце съездов и Колонном зале Дома союзов, в Московской области. Потом поехали по Крыму. Встречали нас замечательно, полные залы собирались. А уже перед новым годом мы возвращались в Барнаул. В самолете Гарри Николаевич сообщил, чтобы некоторые готовились к новоселью. И действительно, в новом доме для деятелей культуры на улице А. Петрова четыре наши семьи получили ордера на квартиры, в том числе и мы с мужем – Виктором Онушко. Здесь у нас родилась дочь Анжелика – первый ребенок «Огоньков».

Уже тогда вы позаботились о преемственности: Анжелика Онушко сейчас танцует в «Огоньках». А где вы репетировали и выступали?

— Репетировали в Доме культуры химиков, выступали на многих сценах, в том числе во Дворце спорта. Только после переезда в Народный дом, нынешнюю филармонию, появилась возможность танцевать на своей сцене. Ездили по краю, часто гастролировали по стране. Во многих местах впервые об Алтайском крае узнавали благодаря нашим выступлениям.

У вас и тогда были нарядные костюмы?

— С нынешними богатыми костюмами не сравнишь – их шьют к каждому танцу с учетом темы, народных традиций. У нас были простенькие сарафаны, украшенные аппликациями. И кокошников не было, девочки с бантами на сцену выходили.

Татьяна Викторовна, вы известны как хореограф молодежного хора русской песни «Сибиряночка», вам в этом помог опыт работы в «Огоньках»?

— Конечно. Мы в «Сибиряночке» тоже всегда старались каждый номер сделать пластичным и ярким. Помогли и уроки, в свое время полученные у московских мастеров.

А нынешние «Огоньки» оправдывают ваши надежды?

— Интересный коллектив. Всегда пробует что-то новое, берется за серьезные хореографические постановки, радует зрителей.

Высокий уровень исполнительского мастерства позволил ансамблю «Огоньки» тесно сотрудничать со многими выдающимися балетмейстерами и композиторами. Среди них – народный артист СССР Михаил Годенко, народные артисты России Аркадий Кондаков и Иосиф Слуцкер, народный артист Украины Мирослав Вантух, заслуженные артисты России Яков Коломейский и Владимир Зернов, заслуженные деятели искусств России Григорий Гальперин и Владимир Вовчук, Геннадий и Анастасия Заволокины и другие.