Вечер памяти: Виктор Гаан оформил свыше полусотни спектаклей барнаульских театров

Апрель 23 14:06 2019

В библиотеке № 36 вспоминали Виктора Гаана – талантливого художника-сценографа, который запомнился барнаульским театралам не только как оформитель сцен к спектаклям и создатель запоминающихся полотен, декораций и костюмов, но и как танцор, хореограф. Ему был посвящен вечер памяти «Друзей моих прекрасные черты» – цикл встреч о барнаульцах, оставивших след в истории города.

«Воронья сюита» — цикл работ, созданных Виктором Гааном на основе впечатлений Ольги Казаковцевой от поездки по Золотому кольцу.
Фото Натальи Катренко

Несколько лет назад в Барнауле вышел в свет альбом, посвященный творчеству и памяти Виктора Гаана «Так чуден театра мой мир…», где можно увидеть живопись, графику, а также сценографические работы художника. Однако друзья Виктора Давыдовича напомнили, что по образованию он танцовщик, окончивший в 1976 году хореографическое отделение Алтайского культурно-просветительского училища.

— Мы вместе учились, – вспоминает поэтесса, заместитель председателя Алтайского отделения Союза театральных деятелей РФ Ольга Казаковцева. – Он был хореографом, я – театралкой. Сблизила нас работа над дипломным спектаклем «Гусиное перо», куда нам требовался достойный юноша. И он, учащийся хореографического отделения, сыграл эту роль так, что дух захватывало. Он вообще обладал той редкой актерской магией, когда достаточно просто выйти на сцену, и зал покорен. Если помните знаменитый фотоальбом «Барнаул» Виктора Садчикова, в нем есть снимок, на котором изображен задорный танцор, растянувший меха баяна. Этот снимок помнят все, кто хоть раз держал в руках эту книгу.

Сразу по окончании училища Виктора Гаана взяли в состав балета Театра музыкальной комедии. Здесь же он стал работать в качестве художника-декоратора. В 1978 году Виктор Давыдович окончил курсы Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры в группе художников музыкальных театров и даже проходил стажировку в творческой мастерской Большого театра у известного театрального художника и сценографа Валерия Левенталя. Однако как художник он проявил себя не только в театре. Известно немало работ мастера, достойных быть размещенными в музейных фондах. Так, друзья Виктора Гаана вспоминают трогательный цикл художника под названием «Воронья сюита». Как рассказала Ольга Казаковцева, на самом деле он родился с ее легкой руки. Когда однажды ей удалось побывать в городах, расположенных по Золотому кольцу, поэтессу поразило обилие сидящих на храмах ворон. Свои впечатления она отразила в стихотворении, которое при случае зачитала своему другу Виктору Гаану. В итоге тот создал цикл работ с участием разномастных ворон.

— Он постоянно что-то рисовал, что-то набрасывал, – делится заведующая литературно-драматургической частью Молодежного театра Алтая Ольга Старкова. – И еще он так страстно рассказывал о театре, что не мог не заразить присутствующих любовью к этому виду искусства. Благодаря этому человеку с 1991 года я связала свою жизнь с театром. И часто вспоминаю наши с ним разговоры. Виктор Давыдович из той категории знаковых людей, которые даже после своей смерти всех объединяют, заставляют о себе говорить.

Виктор Давыдович Гаан работал в жанрах графики, декоративного натюрморта, театральных эскизов. Он член Союза театральных деятелей России. В 1981 году художник занял первое место среди молодых художников Алтая. С 1990 по 2001 год Виктор Давыдович был главным художником Алтайского краевого театра музыкальной комедии. Участвовал в краевых, зональных, республиканских выставках, поставил спектакли в театрах Рубцовска, Бийска, Караганды, Кемерова, Петрозаводска, во всех театрах Барнаула, оформлял праздники, концертные, массовые театрализованные представления на площадях и концертных площадках городов.