В художественном музее открылась выставка импрессионистов

Апрель 19 13:09 2019

Вблизи разглядеть работы самых известных художников Монмартра XIX века можно в рамках выставки «Клод Моне. Век импрессионизма». Здесь представлено 47 работ Клода Моне, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Гогена.

Техника жикле — это качественный перенос изображения на холст.
Фото Натальи Катренко

Сегодня увидеть подобную подборку работ импрессионистов не представляется возможным. Полотна этих художников хранятся в музеях и частных коллекциях разных стран. Поэтому речь идет о репродукциях, созданных компанией «Арт-экспо» в технике жикле (кстати, ровно год назад благодаря этой компании барнаульцы могли увидеть копии полотен Ван Гога, часть из которых есть и на этой выставке). Техника эта позволяет качественно воспроизвести любое художественное произведение на настоящем холсте с помощью компьютерных технологий. В итоге на полотне можно видеть полную имитацию оригинала – вплоть до мельчайших деталей, цветов, оттенков, фактуры мазка и даже теней, которые он отбрасывает. В общем, пока вплотную не приблизишься к репродукции, не поймешь, что все это – лишь эффекты.

По словам куратора выставки, заведующей сектором выставок научно-просветительского отдела ГХМАК Светланы Артюховой, эта техника «срабатывает» на тех полотнах, где у художника, если можно так сказать, много живописи – мазки фактурные, экспрессивные. В отличие от художественных копий, выполняемых маслом на холсте профессиональными художниками-копиистами, цифровая художественная репродукции — не имитация, а точное, факсимильное воспроизведение подлинника.

— Принято говорить о веке импрессионизма, в то время как направление просуществовало лишь десятилетие, — говорит Светлана Артюхова. – Как только не ругали этих художников, за что только не критиковали, называли «бандой Клода Моне», «впечатленцами». А на самом деле импрессионизм возник с появлением тюбиков с краской, когда у художников появилась возможность выезжать на пленэры, выходить на улицу и фиксировать свои впечатления от увиденного.

Действительно, импрессионисты совершили революцию в живописи. Они отказались от традиционной композиции и детальной проработки изображений, попытавшись запечатлеть атмосферу момента и сиюминутное настроение. К тому же художники-импрессионисты существенно расширили круг тем и сюжетов, вписали в него то, что раньше считалось недостойным внимания художников: народные гуляния, скачки, пикники артистической богемы, закулисную жизнь театров.

— Не случайно манера письма «впечатленцев» нашла множество восторженных зрителей и породила несколько поколений подражателей среди художников, — продолжает куратор выставки. — Они научились передавать реальность в движении, вечном изменении, с игрой света и тени, переходе одного мгновения в другое. Они смогли отразить в картинах движение облаков, порывы ветра, стремительный бег лошадей и танец балерин на сцене. Сегодня картины импрессионистов являются одними из самых ценных и дорогих в мире.

Кстати, украшением этой выставки стал подлинник – полотно русского импрессиониста Константина Коровина «Две дамы на террасе», поступившее в фонды ГХМАК в 1960 году. Предполагается, что специально для этой картины художнику позировали дочери его близкого друга, великого певца Фёдора Шаляпина.

Выставка «Клод Моне. Век импрессионизма» работает до 19 мая по адресу ул. Горького, 16 (0+).