Как проходят школьные уроки в виртуальной реальности

Апрель 19 11:43 2019

Краевой центр дистанционного обучения для детей-инвалидов, структурное подразделение Алтайского педагогического лицея, отмечает в этом году десятилетие работы.

Наталья Вишнякова проводит урок с Мариной Моисеенковой.
Фото Елены Корневой

Виртуальная школа

Поднять руку и с блеском прочитать у доски стихотворение Есенина. Или с нетерпением ждать звонка с урока, чтобы скорее сбежать на тренировку по борьбе. А может, проводить до дома после школы самую красивую девочку класса? Но нет никакой доски, и соревнований по борьбе не предвидится, да и с девчонками, как правило, приходится общаться через монитор компьютера. А еще есть зарядки, процедуры, уколы, операции и нереальное желание жить, бороться, мечтать, несмотря на то, что глаза ничего не видят, а руки и ноги не слушаются.

— Сегодня только в краевой столице проживают более двух тысяч детей школьного возраста с ограниченными возможностями, по краю эта цифра в несколько раз больше, – рассказывает Наталья Вишнякова, заместитель директора по дистанционному образованию Алтайского краевого педагогического лицея. – Многие из них могут и хотят учиться, но не имеют возможности посещать общеобразовательную школу. Выбор для родителей невелик: спецшкола, коррекционный класс, надомное либо дистанционное обучение.

Центр дистанционного образования на базе педлицея открылся почти 10 лет назад. Тогда благодаря федеральному проекту край получил уникальное дорогостоящее оборудование Apple, которое передается на время учебы ребенку, такой же комплект получает и педагог. Для ребят с ДЦП и ослабленной моторикой пальцев, спастикой предусмотрены выносные джойстики, клавиатура с большими разноцветными кнопками. Можно рукой работать, можно ногой. Можно сидя, а можно и лежа. Также обязателен цифровой микроскоп, подключение к безлимитному скоростному Интернету. Оборудование дорогое, поэтому отбор учеников ведется строго. Главным критерием являются, конечно же, необходимость в надомном обучении и справка от врача о том, что работа на компьютере не повредит его здоровью.

Есть мечта

Наш разговор прерывает звонок по «Скайпу». У Натальи Николаевны начинается урок истории в 6-м классе.

— Здравствуйте, Наталья Николаевна, а у меня все нормально, – рассказывает Марина Моисеенкова. – На выходных ходила в ДК на концерт, с племянником сидела и самое главное – скоро буду выступать на сцене.

Радуется за дочь и мама Елена Григорьевна:

— Дочка родилась с диагнозом ДЦП плюс тотальная слепота. Врачи говорили, что ребенок неперспективный, а я не поверила, и мы смогли доказать, что можем и хотим жить как все. Она тянется к знаниям, общается со сверстниками, поет на сцене! Ну и, наверное, самое главное – у Марины появилась цель в жизни, она хочет стать психологом и помогать людям. Я думаю, что у нее все получится!

Марина занимается пением с пяти лет. Есть и мечта – исполнить песню на английском языке, к слову, этот предмет у нее в числе любимых. Педагог с улыбкой замечает:

— У девочки феноменальная память, она не пользуется азбукой Брайля, потому что руки астеничны, но учится на 4 и 5.

Сейчас в школе 194 учащихся, большинство – ребята среднего звена, 30 девятиклассников в этом году сдают выпускные экзамены.

Некоторые в утренние часы заняты на процедурах и могут посещать уроки только во второй половине дня, а другие, наоборот, лишь в первой. К слову, в центре 70 штатных педагогов-предметников, несколько узких специалистов: логопед, дефектолог, психолог и почти 130 совместителей, работающих по всему краю. Часть учеников проживает в Барнауле, часть – в Бийске, Рубцовске. В последние годы активно стали подключаться дети из удаленных деревень благодаря широкому распространению мобильного скоростного Интернета.

Расписание с каждым учеником составляется индивидуально, и учитель может с ним работать как находясь у себя дома, так и в лицее. Родители особенных детей подтвердят, как порой сложно заставить ребенка учить уроки, когда на носу очередной сеанс химиотерапии или гемодиализа. Многие учатся в перерывах между курсами реабилитации, если врач разрешает, то выходят на занятия, находясь в других странах на лечении. Да, учитель четко должен следовать учебному плану, спрашивать и оценивать ребенка без всяких поблажек, но как это сделать, когда на экране появляется девятиклассница, которая знает, что у нее опухоль головного мозга, неоперабельная… Страшно, но каждый год один-два ребенка умирают.

Не сдаваться

В школе есть общий чат, в котором общаются как ученики, так и ее выпускники. Наталья Вишнякова признается: порой в день до 1500 сообщений приходит. Дети говорят обо всем, но бывают и вопросы типа: «А что будет после школы? Как нам жить дальше?»

— Можно озлобиться, отчаяться и опустить руки, – говорит Наталья Вишнякова. – А можно бороться и победить. У нас больше таких. Это видно, когда особенные дети вместе с другими лицеистами участвуют в общих праздниках, ездят на лицейские дачи в летний лагерь в село Алтайское, общаются и учатся друг у друга любить этот мир. Наши выпускники поступают в вузы, осваивают новые профессии. К примеру, одна из бывших учениц после окончания педуниверситета пришла работать в наш центр. Вадим Чекряжев – студент Томского университета, а его проект «Спорт без преград» получил грантовую поддержку на форуме «Алтай. Точки Роста». Ирина Колмогорова – мастер спорта России международного класса по плаванию, чемпионка мира, участница Паралимпиады. Никита Курочкин стал победителем регионального этапа чемпионата «Молодые профессионалы – 2017» по блоку компетенций «Веб-дизайн».

Прием в школу ведется круглый год, свои вопросы по поводу поступления можно задать по тел.: 8 (3852) 68-10-63 или 8 (3852) 68-02-22.

Наталья Вишнякова: «Учеба – это часть социализации для особенных детей. Часто проводим разные конкурсы, периодически собираем всех вместе на какое-либо мероприятие, и дети с удовольствием общаются со своими сверстниками. 20 апреля мы вместе с учениками выйдем на субботник в парк «Лесная сказка».