В Барнауле развивают инклюзивное образование

Март 15 14:28 2019

Про таких, как трехлетний Илья, говорят – особенный ребенок. В медицинской карте малыша вписаны серьезные диагнозы. А он, вопреки всему, жизнерадостен, активен и с удовольствием посещает обычную группу детсада № 264.

В общей группе Илья без проблем нашел друзей.
Фото Екатерины Доценко

Равные возможности

Если родители здоровых малышей воспринимают детский сад как территорию, где их ребенок может поиграть и пообщаться со сверстниками, то для родителей особенных детей дошкольное учреждение место, где их сын или дочь будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться. В этом убеждена заведующая детского сада № 264 Юлия Байер.

— Федеральный закон об образовании предписывает равные стартовые возможности для всех детей, невзирая на их здоровье, поэтому в группах общеразвивающей направленности у нас есть ребятишки с ограниченными возможностями здоровья – синдромом Дауна. Кроме этого, в саду работает три коррекционные группы, – отмечает заведующая детским садом № 264 Юлия Евгеньевна.

Девять часов утра. Ребятишки уже позавтракали, начались занятия. Чинно сидя на стульчиках полукругом, трехлетки принимаются рассуждать о том времени года, когда тает снег.

В руках воспитателя беленький плюшевый зайчик, который помогает вести занятие:

— Лидочка, скажи нам с зайчиком, что весной на крышах появляется?

Подумав, Лида выдвигает сразу несколько вариантов:

— Грачи? Снеговики?

— Сосульки, – подсказывают малыши девчушке.

Илья, улыбающийся солнечный малыш в очках. Медицинский диагноз ограничивает его возможности, но в меру своих сил парнишка участвует в общем обсуждении, а потом вместе со всеми весело скачет на одной ножке и изображает зайчика на физкультминутке.

Слышат и понимают

Особенный ребенок в обычной садовской группе – это повышенные волнения и тревоги. Не всегда подобный опыт оказывается удачным. Но в детском саду № 264 всеобщее единодушие: и дети, и родители, и воспитатели довольны тому, что Илюшка ходит именно в их группу.

Мама одного из трехлеток Светлана Галашева рассказывает:

— Вы представляете, Илья в три года очень интересуется книжками. Моему сыну Святославу постоянно нужно куда-то бежать, на месте не усидит. А Илюша с удовольствием перелистывает странички сказок, рассматривает картинки. Он общается с детками, выступает на утренниках, сидит на всех занятиях, благодаря этому очень хорошо развивается.

На общегрупповой выставке юных скульпторов и художников работы Ильи выглядят очень даже достойно.

— Посмотрите, какие четкие линии он рисует. И это в три года, – отмечают с гордостью воспитатели, указывая на Илюшину вербочку.

— Мой Андрей дружит с Илюшкой. Они часто играют вместе. Сыну не устаю повторять, что нужно быть мужчиной. Если кто-то тебя слабее, то не обижать, а помогать. Илья очень ласковый, позитивный. Во многом он такой благодаря его маме. Она очень открытая, возглавляет наш родительский комитет, – рассказывает мама Илюшиного друга Алиса Чубарова.

Задумчивый и улыбчивый Илья радостно вертит головой. Его все зовут играть. Друг Андрей нагнулся и помог застегнуть отскочившую липучку на сандалии. А девочка в платьице в горошек из их группы старательно сдвигает Илюшу на соседний стул:

— Ты там сидишь. Ты перепутал.

Мама особенного малыша Кристина рассказывает, что первое время очень боялась того, как отнесутся к сыну окружающие.

– Заведующая Юлия Евгеньевна нам сказала, мол, не беспокойтесь, идите в обычную группу, я вам помогу. И эту помощь мы чувствовали постоянно. Ребенок в коллектив влился быстро. Группа замечательная, воспитатели просто волшебные. Нянечку Илья бабушкой называет. Берет ее за руку и ведет, когда ему нужна помощь. Он жестами легко показывает, если ему что-то надо. Его здесь слышат и понимают.

Решать вместе

Как сделать так, чтобы особенного ребенка окружающие приняли и полюбили? В детском саду убеждены, что первый ключик к этой сложной задаче – мастерство педагога.

— Мы стараемся, чтобы воспитатели, которые работают с особенными детьми, проходили курсы повышения квалификации, где опытные педагоги расскажут им мельчайшие нюансы и подскажут форму работы, – отмечает Юлия Евгеньевна.

Следующий важный шаг – расположить родительскую общественность к ребенку:

— Первое родительское собрание после формирования очередной группы проходит в виде круглого стола, где родители рассказывают воспитателям о своих детках. И мамочка ребенка с ограниченными возможностями тоже делает это. У всех, наверное, появляется пища для размышлений.

В конце сентября проходит второе собрание, уже совместно с детьми.

— Мы показываем рисунки, поделки детей. Становится понятно, что особенный ребенок развивается точно так же как и другие детки. Демонстрируем видеофильм о том, как ребята завтракают, играют, как ходят на музыкальные занятия. Родители видят, что их дети очень хорошо общаются с малышом, у которого диагноз. И он к ним открыт. Волнения исчезают, – делится педагогической находкой Юлия Байер.

В 264-м саду убеждены, что одна из главных задач дошкольных учреждений как раз и состоит в создании комфортных условий абсолютно для всех детей, независимо от состояния их здоровья.

По данным городского комитета по образованию, в 34 муниципальных детских дошкольных учреждениях Барнаула функционирует 109 групп компенсирующей направленности, которые посещают 1622 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети занимаются по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, обеспечивающим коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.