Юрий Шевчук отправил Барнаул в звуковое путешествие

Февраль 28 16:20 2019

Легендарная группа «ДДТ» представила программу «История звука», собрав полный зал ДК моторостроителей.

Песни, написанные 30 лет назад Юрием Шевчуком, и сейчас остаются актуальными.
Фото Ярослава Махначёва.

Sold out

Пять лет прошло с последнего концерта «ДДТ» в Барнауле. За это время группа выпустила новый альбом и, главное, масштабную концертную программу «История звука», своего рода собрание лучшего за годы работы, переработанное и переосмысленное.

А в Барнауле за это время закрылся Дворец спорта — привычная площадка для выступления Шевчука. И задача у прокатчиков была непростая – совместить мощь «Истории звука» и скромный зал ДК моторостроителей. У «ДДТ» одна только аппаратура чего стоит – ее монтаж начинается за сутки до концерта, из-за этого в туре задействовано две фуры с техникой. Пока в одном городе идет концерт, другая в это время отправляется в следующий населенный пункт, чтобы время не терять.

Совместить барнаульские реалии с питерским размахом в итоге получилось. И то, что концерт получится грандиозным, стало ясно заранее – дней за десять до выступления в кассах появилась надпись: sold out. Все билеты проданы.

По-христиански

Юрий Шевчук, пожалуй, последний представитель той самой догорающей костром эпохи уходящих в последнюю осень поэтов. Их, начинавших в 1980-е, было много. Кто ушел со сцены, кто из жизни, кто подался в религиозность, кто встал на коммерческие рельсы.

Спору нет, и Шевчук продолжает свое дело не на благотворительных началах. Но остается честным. Не нравится что – пишет об этом в своих стихах. Устал – открыто поет, точнее, говорит в «Галя, ходи». За это его и любит публика, сидевшая в зале, стоявшая в проходах, размахивающая флагами и прорвавшаяся к середине концерта к сцене. Стар и млад, в пиджаках и в трениках, мирские и священники. Весь концерт у стеночки простоял отец Александр.

— Хорошие тексты, хорошая музыка, есть над чем задуматься, – оценил он после концерта творчество Шевчука. – Сегодня мне лично больше запомнилась «Родина» и «Умирали пацаны страшно, умирали пацаны просто». На концерте прозвучали слова о сопереживании, это важно, чтобы не было равнодушия. Рокеры поют о душе. Может, слишком дерзко, иногда слишком резко, но о душе, о совести, о справедливости. Святой Феофан Затворник сказал: «Все, что хорошее, все наше». Если кто-то говорит о таких вещах, это тоже христианство.

Не балет, но приятно

«История звука» – программа необычная. В ней Шевчук постарался отразить основные этапы становления и развития группы. Какие-то песни остались неизменны, какие-то получили новые аранжировки.

— Надеюсь, полное богатство интонации вас где-то тронет. Спасибо, друзья! Группа «ДДТ», поехали, – открыл он концерт.

Это был не просто экскурс в историю «ДДТ», а в историю страны. Шевчук поет песни 1980-х – за его спиной на экране митинги, шествия, перестройка. Звучит музыка 1990-х – зритель видит кадры путча, войны в Чечне, ларьки, забастовки… И для аудиальной иллюстрации всего этого Шевчук выбрал действительно редко исполняемые композиции – «Мама, я любера люблю», «Милиционер в рок-клубе», «Расстреляли рассветами». Из некоторых песен он делал микс, исполняя по куплету и припеву и тут же переходя к следующему. Некоторые комбинировал вообще неожиданно, например, от тяжелой по смыслу, но мягкой по звучанию «Не стреляй!», перейдя к жестким рифам.

Честно говоря, первая часть концерта оставила достаточно нелегкие впечатления. Музыканты тут ни при чем – просто материал был такой подобран, особенно когда Шевчук спел «Умирали пацаны», о которой выше говорил отец Александр. Но закончились проблемы 90-х, отгремели хардроковые «Я ввязался в бой» и «Мы», и зал увидел и услышал Шевчука-лирика, Шевчука-мыслителя. Тут уже звучали и «Любовь», и посвящение ушедшим из жизни рокерам «Ветер». Вообще, каждую песню Юрий Юлианович кому-то адресовал. «Просвистела» – своему барнаульскому товарищу Евгению Соколову, ветерану Афганистана, с которым они когда-то вместе путешествовали по Горному Алтаю на «таблетке» вдоль монгольской границы. «Я ценю твое мужество заваривать чай» – конечно же, женщинам.

— Пойдешь так за хлебом и на три дня застрянешь у соседа. Потом приползаешь к своей двери, ждешь утюгов, сковородок, а она открывает: «Ну что, чай будешь?» Так клево! – улыбнулся Шевчук.

Эти песни весь зал встречал стоя, скандируя «ДДТ! ДДТ!».

— Мы не артисты балета, но нам тоже приятно, – ответил Шевчук. – В рок-н-ролле все по-настоящему, живая любовь. Да здравствуют живые люди!

В этот вечер Барнаул увидел не только Юру-музыканта, но и Юру-поэта, Юру-оратора и даже Юру-танцора. Он читал стихи, говорил, пускался в пляс. Не отставали и его коллеги – Алёна Романова порадовала необычным исполнением русской народной песни, Тёма Мамай и Антон Вишняков — композициями на там-тамах и загадочном инструменте, который Шевчук назвал «глюкофоном», а Роман Невелев соляком на бас-гитаре.

Напоследок «ДДТ» совместно с залом исполнили «Родину» и, конечно же, «Это все», а Шевчук на прощание даже выразил готовность часть своей зарплаты отдать на ремонт Дворца спорта, чтобы следующая встреча с барнаульцами прошла в привычном и, главное, более подходящем для этого месте.

До «Истории звука» «ДДТ» за несколько десятилетий своей творческой деятельности лишь раз делала ретроспективную программу — «От и До», которая была посвящена 15-летию группы. Таким образом, сейчас впервые за много лет поклонники смогут услышать со сцены песни, не исполнявшиеся на концертах 10-15 лет.

Фоторепортаж с концерта.