Участников рынка клининговых услуг призывают к «обелению» бизнеса

Февраль 22 10:10 2019

В организованном городской администрацией и Федеральной налоговой службой семинаре, посвященном созданию равных конкурентных условий на рынке профессиональной уборки, приняли участие 35 компаний города.

Фото из сети Интернет

Клининговый рынок считается одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики. По оценкам экспертов, ежегодный прирост составляется 8-10 процентов. Бизнес обеспечивает рабочими местами около 2 млн человек. Клининг прижился в России еще и потому, что появилось много торговых, административных, офисных центров, многие из которых расположены в высотных зданиях, содержать их в чистоте в отдельных случаях под силу лишь профессионалам. Заказчикам все выгоднее обращаться в клининговую компанию, чем тратить деньги на штатных уборщиц.

И Барнаул в данном ключе не исключение. В краевой столице зарегистрировано 79 компаний с указанным видом деятельности. Большинство из них приняли участие в семинаре, основной темой которого стал вывод клининга из тени.

— Данная встреча в помощь вашей работе. Необходимо понимать, что от того, насколько вы сегодня честны друг перед другом, как соблюдаете законодательство, зависят ваши возможности, – отметил заместитель главы администрации города по экономической политике Вячеслав Химочка. – В сегодняшних условиях становится все труднее пользоваться конкурентным преимуществом за счет неуплаты налогов, нетрудоустройства рабочих. Все хотели бы работать в равных условиях.

Серые схемы

В отрасли, отвечающей за чистоту, на самом деле сложилась не совсем «чистоплотная» ситуация. Одна из главных претензий – неуплата налогов. Как прокомментировала заместитель руководителя регионального УФНС Наталья Бондаренко, вместо расчетных 40 млрд руб. в казну страны от клининга поступает лишь 8 млрд руб. в результате применения так называемых серых и даже черных схем.

— Клининговый бизнес ушел в серую не из-за того, что захотелось тратить меньше денег и не платить налоги государству, а потому, что компании вынуждены сохранять клиентов и выигрывать тендеры в условиях, когда на рынке фактически сложилась цена ниже себестоимости, – охарактеризовала ситуацию президент Ассоциации клининговых компаний Алтая Дарья Коваленко. – Заказчики заранее снижают цены, предоставляя такие суммы контрактов, которые не под силу честно работающим организациям. Этим воспользовались недобросовестные компании, и вся конкуренция постепенно перешла в область налоговой «оптимизации».

А поскольку главный ресурс клининга – это люди, то экономят прежде всего на их зарплатах, а вернее, с налогов на эти зарплаты. В лучшем случае сотрудникам официально начисляется минимальный размер оплаты труда, а остальное – в конверте. В худшем – штат вообще не трудоустроен официально.

В результате анализа клининговой отрасли Барнаула УФНС подсчитало: 79 налогоплательщиков с указанным видом деятельности не доплачивают налоги на сумму 35 млн руб.

В результате проигрывают все: бюджет недобирает налоги, работники получают минимальную зарплату, не говоря об отсутствии социальных гарантий и рисках для будущей пенсии. Клининговые компании не могут развиваться и в любой момент рискуют столкнуться с пристальным вниманием налоговых, а то и следственных органов. Внимание проверяющих к заказчикам тоже не исключено.

Для поиска эффективных форм и методов работы с неформальной занятостью в администрации города ежегодно проводится множество мероприятий, в том числе с участием надзорных органов. В комитете по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации города Барнаула действует рабочая группа по регулированию выплаты заработной платы.

В прошлом году рассмотрено состояние социально-трудовой сферы в 282 организациях города. В результате заработная плата повышена почти у 6 тыс. человек, в отношении этого же количества работающих устранены нарушения трудового законодательства.

– Рабочая группа не карающий орган, она создана для разъяснения, где работодатель не прав, для отстаивания прав сотрудников, – пояснил председатель комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации города Александр Пугач. – За четыре года работы группы нарушения трудового законодательства, в том числе в части серой заработной платы, устранены в отношении 33,7 тыс. человек.

Этическая хартия

В 2017 году государством взят курс на «обеление» клининговой отрасли, причем инициатива была от самих предпринимателей, которые хотят работать по-честному. Именно тогда крупнейшие игроки рынка объединились в НКО НАФО (Национальная ассоциация фасилити операторов) и Ассоциацию русских уборочных компаний для того, чтобы вывести отрасль из серой зоны. Они договорились об общих правилах игры и подписали этическую хартию, в которой прописаны принципы ведения бизнеса: неукоснительное соблюдение налогового, трудового и миграционного законодательства, проявление осмотрительности при выборе контрагентов.

По словам Дарьи Коваленко, хартия способствует тому, чтобы и субподрядчики были такими же добросовестными, как и основные компании, подписавшие документ. С одной стороны, бизнес профессиональной уборки поставили в жесткие условия – либо работаешь по закону, либо уходишь с рынка.

С другой стороны – за членство в отраслевых НКО с обязательным соблюдением принципов этической хартии ФНС гарантирует компаниям налоговые послабления.

— Налоговые органы обращают внимание на компании, оказывающие клининговые услуги, – рассказала Наталья Бондаренко. – При этом к тем, кто подписал хартию и демонстрирует переход от недобросовестного ведения бизнеса к соблюдению законодательства, включен режим благоприятных условий – исключение из планов выездных проверок указанных налогоплательщиков. Положительная динамика работы компаний, чистые показатели за первый квартал станут основанием не выходить на проверки по предыдущим налоговым периодам. Подписавшие хартию в случае несоблюдения принципов документа попадут в число организаций, чью деятельность будут проверять.

Спикеры уверены, подписание хартии и соблюдение ее принципов большинством приведет к очищению рынка от недобросовестных игроков.

Дарья Коваленко: «Вступление в ассоциацию и подписание этической хартии является делом добровольным. Но при этом необходимо подтвердить документально, что компания ведет бизнес честно».