На выставке «Целинный край» представлено более 60 произведений

Февраль 19 13:30 2019

Благодаря фотографиям эпоха освоения целинных и залежных земель воспринимается нами в черно-белом цвете.

Особый интерес вызывают детали быта, прописанные на полотнах.
Фото Натальи Катренко

В красках сумели передать те непростые времена лишь художники, которые добровольно отправлялись на целину фиксировать этот важный пласт в истории Алтайского края.

Увидеть это можно в Государственном художественном музее, где открылась выставка «Целинный край» (6+), посвященная 65-летию начала освоения целинных и залежных земель.

Ровно 65 лет назад в ночь с 28 февраля на 1 марта первый эшелон добровольцев прибыл из Москвы в Барнаул, ставший стартовой площадкой целины. Эту дату принято считать началом целинной эпопеи. Вместе с целинниками в неосвоенные районы края направлялись и художники, желающие запечатлеть эту важную веху в истории нашей страны.

С 1954 по 1960 годна Алтае было освоено 2,9 млн га земли, создано 78 крупных совхозов. Ведущую роль в освоении целины сыграла молодежь. Свыше 350 тыс. человек из разных регионов страны приехали на Алтай.

По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника ГХМАКа Елены Дариус, жили они, как и все, в простых брезентовых палатках и полевых вагончиках, постоянно работали с натуры, стремясь зафиксировать разные моменты из жизни новоселов-целинников, запечатлеть их трудовые будни и быт. Одним из таких художников был Михаил Будкеев. В фондах музея хранится несколько его этюдов тех лет и завершенные работы, в числе которых «Первая борозда», «Утро».

— Во время подготовки к этой выставке нам пришлось изучить большое количество архивного материала – документы, воспоминания целинников, – рассказала Елена Ильинична. – Все эти разные по характеру воспоминания во многом оказались похожи. По крайней мере, в них наряду с небывалыми трудностями описывались настроения людей, убежденных, что они работают на благо страны, что об иной участи они и не мечтали.

Одним из художников, попавших на целину в первых рядах, оказался Андрей Вагин. Он прибыл на Алтай после окончания Горьковского художественного училища. В фондах ГХМАКа хранится масштабное живописное полотно будущего художника-графика, датированное 1957 годом. На нем изображена девушка, только что прибывшая на целину. В музее предполагают, что она могла быть педагогом, медиком, в которых в ту пору на целине очень нуждались.

Чуть позже на Алтай вернулся из Ленинграда после учебы в Академии художеств Геннадий Борунов. Лейтмотивом его творчества на долгие годы стали люди земли. На выставке можно увидеть работу «Механизаторы. Первый рейс» из этой обширной творческой серии.

Интересны и представленные на выставке полотна Владимира Добровольского и Семёна Чернова – в то время молодых художников, друзей, с 1961 по 1964 год работавших в соавторстве. Вместе они создали в стиле сурового реализма серию работ под названием «Обь целинная», которые тут же завоевали признание на первой зональной выставке «Сибирь социалистическая» в Новосибирске. 15 работ из этой серии хранится в собрании музея.

Отдельным разделом выставки стал триптих Петра Оссовского, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств. Пётр Павлович прибыл в 1957 году в Каменский район. На основе его натурных наблюдений и написанных здесь этюдов спустя несколько десятилетий родился триптих «Алтай», который в 1983 году экспонировался в Москве на республиканской выставке и занял одно из центральных мест обширной экспозиции.

— Выставку «Целинный край» условно можно разделить на две части, – рассуждает Елена Дариус. – В первой части – произведения, написанные художниками в 1950-1960-х годах, во второй – работы, являющиеся рефлексией на тему целины спустя годы. В числе последних – Виктор Зотеев, прибывший на Алтай в конце 1960-х годов и позже создавший полотна о целине на основе натурных впечатлений.

Из числа алтайских художников здесь можно увидеть работы Майи Ковешниковой, Фёдора Филонова, Фёдора Торхова и других.

Выставка «Целинный край» работает в ГХМАКе (ул. Горького, 16) до 10 марта.