Смелый замысел: чем интересны альтернативные театральные площадки Барнаула

Февраль 15 16:00 2019

Когда о Барнауле говорят как о театральном городе, имеют в виду не только деятельность четырех всем известных стационарных театров, но и экспериментальные площадки, где молодые режиссеры воплощают свои творческие замыслы.

Репетиции в театральной студии Homo Artisticus.
Фото с сайта студии

Жажда экспериментов

Когда-то в нашем городе действовало немало альтернативных театральных площадок: театр-студия «Подвал», «Пристройка» при институте культуры, Маленький музыкальный театр на пр. Комсомольском…

А потом настало время затишья, связанное, вполне возможно, с отсутствием волнующих тем для будущих спектаклей, а может, и с отсутствием творческих сил для альтернативных постановок. Теперь же театральные эксперименты снова в моде. В нашем городе то тут, то там возникают студии, арт-пространства, мастерские. У всех этих площадок – свои задачи и своя публика.

Совсем недавно в нашем городе были очень популярны арт-пространства вроде Loſt 24, «Соль», «Три кита» – места встреч актеров, музыкантов, поэтов, художников… А когда эти площадки закрылись, публика захотела продолжить творческие эксперименты.

И тогда в исторической зоне Барнаула открылось сразу две театральных площадки: «Спичка», базирующаяся в здании бывшего Сереброплавильного завода (а в 1940-1990-х годах – Барнаульской спичечной фабрики на ул. Ползунова, 37), и Дом актера на Алтае, разместившийся на ул. Льва Толстого. Здесь были организованы театральные студии, запущены необычные творческие проекты.

Поднимая планку

— Обычно все творческие пространства порождают альтернативные проекты, существующие параллельно официальному искусству, так сказать, для самовыражения, – рассуждает Кирилл Савин – один из представителей арт-команды театральной площадки «Спичка». – Но больше всего мы горели театральной темой, которой заразила нас Светлана Сатаева – в прошлом актриса МТА, а теперь актриса и режиссер московского электротеатра «Станиславский». К счастью, нашлись те, кто подхватил эти идеи. Недаром в городе ежегодно выпускаются десятки режиссеров, ищущих себя, склонных к экспериментам.

Задача «Спички», принимающей на своей сцене немало коллективов из других городов, показать барнаульцам разный театр, задать некую планку местным режиссерам. Сегодня на сцене «Спички» проходят гастроли иногородних театров (в том числе и столичных), действует любительский театр-студия, реализуется поэтический проект «Чтиво» с участием местных поэтов, ставятся спектакли силами барнаульских режиссеров и актеров.

— Не скажу, что наша публика – те люди, которые не посещают классические театры, – говорит Кирилл. – В нашем зале я вижу тех, кто ходит везде, кому интересна сцена и все ее проявления.

Талантливое воплощение

Аналогичные задачи выполняет и Дом актера на Алтае, который сначала располагался по адресу: ул. Л. Толстого, 30, а потом переехал в более просторное соседнее здание на ул. Л. Толстого, 31. Это пространство, организованное артистом МТА Александром Савиным (с Кириллом Савиным они однофамильцы), тут же наполнилось интересными театральными постановками, музыкальными проектами.

Кроме того, здесь действует «Крепостной театр» – народная студия, в которой занимаются люди разных профессий. На их счету уже несколько спектаклей, в числе которых постановка по рассказам Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», спектакль-фантазия по мотивам рассказа Булгакова «Спиритический сеанс», работа «Женщины о мужчинах, мужчины о женщинах, а режиссер о любви», созданная совместно с музыкантами Сергеем Лазориным и Игорем Наумовым.

— Если раньше меня страстно интересовал современный театр, то теперь я вижу, что экспериментов вокруг достаточно, – говорит Александр Савин. – Поэтому нас, в первую очередь, волнуют талантливые спектакли, необычные проекты с участием музыкантов, художников, поэтов.

Кстати, Дом актера на Алтае – одна из площадок фестиваля самостоятельных работ артистов театра «Рождение замысла», инициированного краевым СТД, а недавно здесь состоялся отборочный тур чемпионата по чтению вслух «Открой рот».

Раскрывая секреты

Действует в Барнауле и немало театров-студий, в которых постановки рождаются усилиями опытного режиссера при участии актеров-любителей. По такому принципу действует театральная мастерская Homo Artisticus, на интернет-странице которой выложена цитата, отражающая суть любительского театра: «В смысле искусства самодеятельный театр – это не второй сорт, а второй эшелон на фронте борьбы за высокую театральную культуру». Действует эта мастерская на базе Центра творчества и досуга АлтГУ под руководством Кирилла Скобелина (на фото). В ее составе – не только студенты барнаульских вузов, но и люди со стороны (самому старшему из них – за 60 лет).

За пять лет существования Homo Artisticus организовал собственный театральный фестиваль «Облепиха», поставил около 20 спектаклей, ярко показал себя на региональных и всероссийских конкурсах. Не случайно в этом году театральной мастерской АлтГУ было присвоено звание народного самодеятельного коллектива Алтайского края. Это первый театральный коллектив в Барнауле, получивший такой статус.

Еще один любительский театр «Первая театральная студия» основала актриса алтайской Драмы Анастасия Кузнецова. Здесь набирают трех — четырехмесячные курсы, во время которых обещают сделать секреты актерского мастерства доступными для каждого. Действуют театральные студии и на базе Краевого дворца молодежи (ул. Юрина, 204в), а также при Алтайском государственном институте культуры.

Ольга Казаковцева, заместитель председателя правления Алтайского отделения СТД: «Экспериментальные площадки для ищущих режиссеров, актеров – это идеальная возможность самовыразиться, рассказать миру о своих идеях. Подобные порывы СТД поощряет, выплачивая стипендии самым талантливым для реализации проектов. Стимулирует к творчеству и краевой фестиваль самостоятельных работ артистов театров «Рождение замысла». В любом случае такие площадки демонстрируют безграничность театра, широту его возможностей».