О любви и нелюбви поразмышляли в «Спичке»

Февраль 12 13:36 2019

Необычный спектакль, созданный на основе двух разножанровых текстов, был показан на театральной площадке «Спичка». На этот раз альтернативная барнаульская сцена приняла гастролирующий по Сибири московский театр «Студия Project», который, как выяснилось, в нашем городе не впервые.

Две разрозненные истории, рассказанные актерами, вдруг обрели на сцене «Спички» общую тему для размышления.
Фото с сайта театра «Студия Project»

Барнаульской публике москвичи представили спектакль «Дочка», поставленный по мотивам одноименного рассказа Захара Прилепина и пьесы «Вся правда о моем отце» екатеринбургского драматурга, ученицы Николая Коляды – Екатерины Гузёмы. Правда, поначалу такое объединение совершенно разных по смыслу и содержанию материалов вызвало у публики непонимание. Но в ходе спектакля оно постепенно развеивалось, а под конец всем дружно показалось, что представленные истории – об одном и том же.

Речь идет, конечно же, о любви, увы, не всегда безусловной и всепрощающей. Насильно связывать два этих непохожих материала режиссер не стал. Просто первую историю он вложил в уста молодого человека, а вторую доверил рассказывать девушке. Получилось пронзительно, мощно, а местами невыносимо.

Кстати, начался спектакль довольно нетривиально – актер Александр Туравинин, который, кстати, родом из соседнего Новосибирска, настроил на своем телефоне таймер на семь минут. Зачем? Чтобы за это время установить контакт со зрителем. Причем по требованию режиссера постановки Евгения Балтина, это время актер может тратить как ему угодно – может и просто помолчать. Но если по истечении семи минут раздадутся зрительские аплодисменты – задача выполнена…

После жарких аплодисментов зал погрузился в темноту, в которой сначала озарился лучом света мужчина – персонаж рассказа Захара Прилепина «Дочка». Он вслух размышлял о том, как нужно относиться к женщине, чтобы сохранить к ней любовь. А относиться нужно…, как к дочке. «Тогда жалости внутри нестерпимо много. Тогда гораздо легче все принимается и понимается», – с невероятной нежностью рассуждает герой. Однако на смену этому десятиминутному монологу приходит другая история – беспощадная.

О тотальной нелюбви, рассказанной от имени дочери. Причем нелюбовь в ее жизни случилась с самого рождения (мама и папа хотели мальчика), а потом все только нарастало. Из неэмоционального рассказа девочки мы узнаем, что родители ее не замечали, а единственное близкое существо – проживающего в их доме маленького котенка – отдали в чужие руки, не уведомив дочь. Потом родители развелись, и им пришлось разъехаться. А на новом месте – в тесной однушке, без своего угла – девочке стало совсем одиноко.

По задумке режиссера всю эту историю актриса Надежда Ларина рассказывала отстраненно, словно читая в газете новостные полосы. И если сначала она произносила свой монолог о детстве, стоя на табурете перед высоко вытянутым микрофоном, то дойдя до более взрослой поры своей жизни она опустилась на пол, превратившись тем самым в еще более маленькое и беззащитное существо. В этом состоянии повзрослевший (для публики – зрительно уменьшившийся) человек решает страшный вопрос – оставить или убить во чреве ребенка. «А кто его будет любить? Я ведь не умею», – сетует она. Правда, драматург так и оставляет девочку в холодном безлюдном коридоре больницы, не показав – какое решение она все же примет.

Было ощущение, что вот сейчас после такого неоднозначного финала зал буквально взорвется, кинется обсуждать увиденное с режиссером и актерами (в программке об этом упоминалось). Нет же, зрители словно съежились, и прежде чем осмелеть, долго еще задавали ребятам отстраненные вопросы, касающиеся их актерской карьеры, репертуара этого необычного театра.

— Многие зрители в этих непохожих материалах видят много общего, – рассуждает режиссер Евгений Балтин. – Кто-то принимает все сказанное за один текст, кто-то считает, что в первом случае повествование велось от лица папы этого несчастного ребенка. Мы, собственно, этого и хотели. На мой взгляд, когда зрители генерируют в своей голове собственные смыслы, спектакль от этого только обогащается, а театр превращается в место, где мысль работает, а не отдыхает.

«Студия Project» — это содружество молодых актеров, режиссеров и художников, выпускников театральных вузов Москвы. Всех их когда-то объединила общая идея – создать театральный проект, где можно было бы развивать свои актерские навыки и экспериментировать в режиссуре.