Легенда барнаульской культуры Валентина Доброумова готовится к юбилею

Февраль 09 12:57 2019

Заслуженный работник культуры РФ Валентина Доброумова, возглавлявшая городской отдел культуры с 1977 по 1994 год, 10 февраля отметит 80-летие.

Деловитость и жажда новизны – вот качества, которые отличали Валентину Доброумову в работе.
Фото Натальи Катренко

«Я не пропаду!»

Для барнаульской культуры Валентина Доброумова – человек-легенда. Большая часть достижений в этой сфере – заслуга именно Валентины Егоровны. Сегодня трудно поверить, что когда-то она никакого отношения к культуре не имела. В Барнаул Доброумова приехала 6 февраля 1965 года из родной Горьковской области – практически в никуда, к старой приятельнице в гости, не поставив ту заранее в известность.

— За моими плечами – опыт комсомольской работы, небольшой педагогический стаж и большое желание работать, – вспоминает она. – Направиться я могла куда угодно – к дяде в Ленинград, к сестре в Петрозаводск. Но из-за того, что обременять своими проблемами я никого не хотела (а причины моего отъезда были очень личные), я поехала в незнакомый Барнаул, который меня сразу очаровал. Будучи сельской девчонкой, я не раз бывала в городе Горьком, где заочно училась в педагогическом институте на историческом факультете. Но, как потом поняла, он больше похож на Новосибирск – такой же серый, холодный, неуютный. Барнаул же мне показался каким-то зефирным – розово-белым, теплым и радушным.

Долго мама Валентины Егоровны отговаривала дочь от такого шага, но, когда та решительно произнесла: «Я не пропаду!», отпустила. И та действительно не пропала. После череды собеседований ее пригласили на работу в горком комсомола, а в мае дали комнату в общежитии на Змеиногорском тракте, где она поселилась с четырехлетней дочерью.

— От природы я не карьеристка, – рассуждает Валентина Доброумова. – Я очень любила свою работу и готова была посвящать ей дни и ночи напролет. И это не преувеличение. Помню, как однажды накануне пионерского парада мы ночью наносили известью разметку для марширующих отрядов. И никто не сетовал, не возмущался.

Накануне своего назначения на должность начальника отдела культуры при горисполкоме Валентина Доброумова работала инструктором в аппарате горкома партии, а потом заместителем секретаря парткома комбината «Химволокно» по идеологическим вопросам.

— Помню, как после назначения меня предупредили: если раньше мне приходилось работать на голом энтузиазме, то теперь у меня будет смета, – вспоминает она. – А на тот момент смета городского отдела культуры составляла 36 тысяч рублей. Это по нынешним меркам – карманные деньги благосостоятельного человека, а на тот момент – пусть и немного, но хоть что-то. Не забывайте, в ту пору в культуре царил остаточный принцип финансирования.

Сахар вместо денег

На тот момент культура Барнаула представляла собой 32 библиотеки, несколько музыкальных школ, художественную школу, парки и сельские клубы (городские ДК находились на балансе предприятий).

А в конце 1970-х годов председатель Барнаульского горисполкома Анатолий Мельников выступил с предложением широко отметить 250-летие Барнаула в 1980 году. Это был первый массовый праздник под таким названием. И подготовительная работа закипела.

— Основной площадкой праздника стал стадион «Динамо», – рассказывает Валентина Егоровна. – На сам День города пригласили множество московских знаменитостей, среди которых были: ведущий КВН Александр Масляков, актеры Всеволод Санаев, Римма Маркова. Почему-то особенно запомнилось шествие ветеранов Великой Отечественной войны – поражало, что трибуны вставали как по команде. Это было очень трогательно. И если поначалу День города было решено отмечать раз в пять лет, то потом все поняли, что такой праздник горожанам нужен ежегодно.

По мнению Валентины Доброумовой, культурная жизнь в Барнауле кипела. Фантазии на воплощение творческих идей хватало, а вот возможности для этого были не всегда. К примеру, уже в то время с танцевальными коллективами ДК профтехобразования работал Николай Сингач. И если у его танцоров костюмы были яркими, то у других коллективов – серенькими, безликими, с сегодняшними нарядами их не сравнить.

— А потом и вовсе началась эпоха приватизации, и барнаульские дома культуры оказались предприятиям не нужны, а вместе с ними и музыканты, творческие коллективы, – рассказывает Валентина Егоровна. – И тогда отдел культуры решил обратиться к тогдашнему мэру Владимиру Баварину с просьбой взять под крыло городской администрации оркестр «Сибирь», академический хор Александра Тарнецкого, Русский камерный оркестр под управлением Алексея Кузнецова, Барнаульский духовой оркестр под руководством Владимира Клименко. Пусть далеко не сразу, но нам удалось убедить чиновников.

В культуре началась эпоха тотального безденежья и взаимозачетов. Как вспоминает Валентина Доброумова, в 1990-х годах с участием нескольких предприятий, торгующих металлом и сахаром, удалось построить административное здание для Великорусского оркестра «Сибирь» на пересечении пр. Красноармейского с ул. Интернациональной. Вернее, не построить, а перенести из-за строительства Нового моста дом, в котором когда-то останавливался Достоевский. С рабочими, сделавшими наличники к этому зданию, рассчитывались сахаром по системе взаиморасчетов.

— Безусловно, во всем меня поддерживали старшие товарищи – краевое управление культуры, которое при мне возглавляли Геннадий Зеленцов, а потом и Анатолий Ломакин, – говорит она. – Барнаул был лицом края, а потому находился на особом счету. Хотя если говорить про другие сибирские города, то нас, конечно же, затмевали соседи-миллионники – Красноярск (там находились ленинские места и туда направляли в основном выходцев из ЦК, за которыми шло и соответствующее финансирование), Новосибирск. Но и нам было чем гордиться, к примеру, на всю Сибирь славилось наше театральное искусство.

В 1994 году Валентина Доброумова, достигнув пенсионного возраста, ушла из администрации города. Некоторое время она проработала исполнительным директором оркестра «Сибирь», а потом стала заниматься внуками и правнуками (у Валентины Егоровны два внука и три правнука), тем самым, как говорит она сама, наверстывая упущенное за годы, которые были посвящены любимой работе.

На счету Валентины Доброумовой – организация первого в Барнауле Дня города в 1980 году, объединение городских библиотек в единую Централизованную библиотечную систему, создание детской музыкальной школы № 8 и второй художки, выделение здания под ДМШ № 5, перевод в разряд профессиональных целого ряда ныне известных коллективов, в том числе и оркестра «Сибирь».