Барнаульские школьники раскрывают секреты работы лампочки и микроволновки

Февраль 04 15:07 2019

Учеба в школе не только труд, но и очень увлекательное занятие. В этом убеждены мальчишки и девчонки из 129-го лицея. На уроках физики ребята находят объяснение необъяснимому, покоряют фотоны. Именно поэтому очень многие выпускники данного учебного заведения становятся инженерами.

Фото Екатерины Доценко

Сегодня первым уроком в 11-м классе – физика. А значит, снова будет интересно. Ребята это уже очень хорошо знают.

Перед началом занятия сидящая за последней партой Ксюша Карташова сообщает:

— Когда я пришла сюда в 10-й класс, то была полным нолем в физике, а теперь мне понятны многие разделы: динамика, механика, электростатика. Геометрическую оптику мы уже изучили, сейчас проходим квантовую оптику. В дальнейшем это очень пригодится. У нас учитель классный. Николай Васильевич Бедарев. Он увлекает, завлекает, заинтересовывает. Собираюсь поступать, конечно же, на физический факультет какого-нибудь университета.

С Ксюшей согласны очень многие. Сергей Рудаков, к примеру, готовится стать инженером.

— Считаю, что это очень востребовано. Специальность будущего, причем не только в нашей стране. Вуз пока только подбираю, но уже знаю, что особенно мне потребуются русский язык, профильная математика и, конечно же, физика, – рассказывает Сергей.

Урок начался. Николай Васильевич рассказывает об уникальных свойствах вездесущего фотона. Это, оказывается, самая распространенная частица во Вселенной. После небольшой теоретической части задачка про привычную всем лампочку.

— Коэффициент полезного действия вольфрамовой лампочки – это ее светоотдача, которая показывает, сколько процентов выделяемой энергии уходит на свет. В среднем светоотдача обычной вольфрамовой лампочки 5%. Как думаете: лампа-стоватка в большей степени нагреватель или осветитель?

Школьники удивляются полученному ответу:

— Нагреватель. 95% ватт идет на нагрев и 5% ватт – на свет, то есть мы преимущественно платим коммунальные платежи за ненужный обогрев?!

После подсчетов количества красных фотонов, испускаемых лампой накаливания за одну секунду при определенной длине волны излучения, школьники принимаются обсуждать гравитационное линзирование, которое, как выяснилось, является одним из проявлений массы фотонов.

На доске начинают появляться космические картинки. Земля, Солнце и удаленная звезда, находящаяся за светилом.

— Луч света, исходящий от звезды, огибает Солнце. При этом саму звезду мы видеть не можем, так как ее скрывает Солнце. Видим мы два ее искаженных изображения. Это проявление того, что фотон имеет массу.

Явление вызывает реакцию школьников.

— Мы видим липовые звезды?

— То, что мы видим на небе, далеко от реальности?

— Сколько в мире неизвестного!

Вопросов у ребят масса, в том числе и те, которые не входят в тему сегодняшнего урока. Например, Сашу Самусева интересует преображение электрической энергии. Парень увлечен железнодорожным делом и собирается поступать в Красноярский университет железнодорожного транспорта, поэтому в знании физики пробелов быть не должно. Тут же для наглядности Николай Васильевич достает сделанный своими руками прибор – миниатюрный трансформатор. Принцип понижения и повышения электрической энергии сразу же становится понятным и задавшему вопрос школьнику, и всем ребятам.

Учитель физики высшей квалификационной категории лицея № 129 Николай Васильевич Бедарев вот уже 39 лет преподает физику. В середине января он отметил свое 60-летие. Николай Васильевич – «Заслуженный учитель РФ», «Отличник народного просвещения», победитель Всероссийского конкурса школьных учителей физики и математики фонда «Династия» в номинации «Наставник будущих ученых», обладатель пяти грантов.