2 февраля исполняется 115 лет со дня рождения легендарного Валерия Чкалова

Февраль 04 16:01 2019

Он прожил всего 34 года – на земле и в небе… Во многом был первым, и вовсе не потому, что стремился быть лидером, а потому, что видел и мог сделать то, что до него еще никто не делал. Испытывал на себе, чтобы за ним пошли другие. Потому что он – Валерий Чкалов. В следующем после его гибели году в Барнауле появилась улица имени легендарного летчика.

Сейчас длина ул. Чкалова составляет чуть менее 3 км, что в 2,5 раза меньше, чем длина пр. Ленина. Зато максимальный номер дома на Чкалова – 251, тогда как на пр. Ленина – всего 203.
Фото Андрея Чурилова

Экскурсия по улице

Улица Чкалова в самом центре нашего города. Кстати, согласно генеральному плану Барнаула 1937 года, именно по ней должен был проходить бульвар, соединяющий проспект Ленина и реку – прообраз Обского бульвара. Самое место для прогулок. Интересуемся у прохожих, что знают они о человеке, чье имя носит улица. Компания студентов смотрит на нас с некоторым недоумением: мол, кто же не знает – Герой Советского Союза, летчик-испытатель, совершивший первый беспосадочный полет из Москвы в США… Школьники Никита и Иван удивляют своими предположениями: «Он фашистов бил и под мостом даже пролетел!» – вспоминает один. «Только это не в Барнауле, наверное, было», – с сомнением добавляет другой. Выясняем с помощью присоединившегося к разговору пожилого мужчины, что фрицев Чкалов не мог бить, так как погиб до войны, трюк же с мостом — не факт, но если и случился, то в Ленинграде, а в Барнауле Валерий Чкалов и не был. «Разве только крылом махнул, когда на Камчатку летел, – пошутил Николай Кузьмич, – да и то маршрут был намного севернее».

Люди старшего поколения о Чкалове и его подвигах знают много подробностей. Ветеран труда Валентина Верткова не без гордости сообщает, что живет на улице Чкалова с 1985 года. В ее домашней библиотеке есть несколько книг о легендарном летчике, в том числе и из серии ЖЗЛ.

— В кино и книгах Валерия Чкалова часто показывают таким воздушным хулиганом, – делится своими впечатлениями Валентина Павловна. – Но, думаю, он был очень умным и отважным летчиком. Нарушал задания? Так для того, чтобы доказать, на что способен самолет, если им правильно управлять. И на перелет в Америку шел, все правильно рассчитав. У Чкалова и семья замечательная была – сын и две дочери… Личность удивительная.

Где «Баян» и где самолеты?

Валерий Павлович родился в рабочей семье 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии – теперь это город Чкаловск. Еще подростком, работая кочегаром на пароходе «Баян», в 1919 году Валерий увидел самолет…

С 15 лет он связал свою жизнь с небом. Начинал учеником слесаря при военном авиационном заводе, потом много учился практически во всех заведениях ВВС. Обладая математическим даром, цепкой памятью и завидным упорством, он быстро стал настоящим асом. В 20 лет Чкалов уже служил в эскадрилье в Ленинграде. Ему доверяли испытание всех новинок авиационной промышленности. Перелет в США мог бы быть осуществлен раньше, в 1935 году, но тогда Сталин заменил его маршрутом Москва – Петропавловск-Камчатский. Более 9 тысяч километров! За этот рекордный перелет членам экипажа – Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Белякову – присвоено звание Героев Советского Союза. И только в июне 1937 года экипажу удалось осуществить свою мечту – перелет из Москвы через Северный полюс в американский Ванкувер… Можно представить, что стоит за этими сухими фактами!

И сегодня еще нет ясности, кто действительно виновен в гибели Валерия Чкалова 13 декабря 1938 года при испытании нового, еще не совсем подготовленного самолета. Была ли трагедия подстроена или оказалась делом случая… Но и здесь Чкалов поступил так, как должен был – ценой своей жизни отвел беду от жилых кварталов.

Четвертое имя

Улица Чкалова есть в 1778 городах страны. Но хочется думать, что наша – особенная. Небольшой экскурс по ней для нас сделал краевед, кандидат исторических наук Данил Дегтярёв.

— Улица возникла в 80-х годах XIX столетия. Полностью сформировалась к 1895 году. До 1901-го кварталы по этой и соседним улицам формально не считались частью Барнаула, так как находились не на городской, а на кабинетской (царской) земле. Улица четырежды меняла свое имя: Малая Алтайская, 2-я Алтайская, Красноалтайская – именно это название можно увидеть в плане города 1941 года. Хотя в 1939-м ей присвоили имя Валерия Чкалова, однако старые наименования продолжали использовать еще некоторое время. До революции ул. 2-ю Алтайскую можно было назвать учебной, так как на ней располагались аж две школы: Николаевская школа Общества попечения о начальном образовании (сейчас это дом на ул. Чкалова, 52, с надписью «Школа» на фронтоне) и Зайчанское городское начальное училище (сейчас Центр детского творчества на ул. Чкалова, 194). И сейчас на этой улице или рядом с ней расположено немало учебных заведений: школа № 55, гимназия № 27, кооперативный техникум, БЮИ, Алтайский государственный медицинский университет. Именно на этой улице остановился пожар 2 мая 1917 года. Пострадал ее участок в районе ул. Промышленной и пер. Трудового. Согласно легенде, огонь подошел к ограде Вознесенской церкви, что с 1909 года находилась на углу с ул. Некрасова, и мог перекинуться на храм. Однако в этот момент резко сменился ветер и погнал пламя в другую сторону. Здание храма не пострадало. Позже его перестроили в жилой дом, снесли в 70-е годы.

Символично, но именно на ул. Чкалова долгие годы располагалось Барнаульское высшее авиационное училище летчиков, выпустившее тысячи пилотов. Продолжая дело легендарного советского аса, многие из них совершили подвиги. Так, наш барнаулец Константин Павлюков, выполняя воинский долг, стал Героем Советского Союза. Другой наш земляк, выпускник БВВАУЛ Сергей Жмакин, памяти которого была посвящена недавняя публикация в «Вечёрке», обучал будущих асов в Борисоглебском учебном авиационном центре имени Валерия Чкалова.

В нашем городе нет памятника легендарному летчику, но есть уникальный гигантский портрет на стене многоэтажки, с которого Валерий Павлович смотрит на улицу своего имени. В 2015 году портрет выполнил промышленный альпинист Павел Валишевский.

Валерий Чкалов – автор более чем десятка фигур высшего пилотажа, в том числе знаменитой замедленной бочки и восходящего штопора. Он разработал бреющие полеты и испытал около 70 типов самолетов.