Юнкор сообщает: 18 января – день рождения детского телевидения

Январь 21 13:32 2019

Начинающие барнаульские журналисты отметили почти профессиональный праздник – более полувека назад на экранах советских телевизоров впервые появились детские телепередачи. И если тогда их делали взрослые, то теперь этим занимаются сами дети.

В детской телестудии юные журналисты сами определяют тематику передач.
Фото из архива Юлии Годар

Они другие

Первые детские передачи в Советском Союзе увидели в 1963 году, когда была создана Главная редакция программ для детей. Среди самых успешных ее проектов – «Ералаш», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши», которые до сих пор пользуются популярностью у маленьких зрителей, хотя потребности, мышление, восприятие изменились до неузнаваемости.

Как отмечает руководитель Барнаульской школы журналистики для детей Юлия Годар, раньше такие передачи вели взрослые, даже какого-нибудь юного скучного персонажа играли профессиональные актеры. Теперь все иначе.

— Они сами хотят созидать. То обилие ужасного «Ютуб»- контента, где дети снимают сами себя, используя телефон как зеркало, говорит о том, что они хотят творить, но не знают как. И чтобы эту творческую активность направить в нужное русло, возникают новые детские программы, где ребята проявляют себя как журналисты и монтажеры, звукорежиссеры и операторы, – рассказывает Юлия. – У них появилась потребность (а может быть, мы ее только сейчас разглядели) смотреть и слушать друг друга. В качестве примера и образца они берут подростков, чьи видеоролики набирают миллионы просмотров в Сети. Того же Ивангая, например (его ролики в «Ютубе» просматривают до 40 млн человек. – Прим. ред.).

Дорога на экран

В Барнауле одной из первых таких телестудий была «Панорама» – она начала работать более 30 лет назад при Алтайском краевом детско-юношеском центре. В нулевых ее преемницей стала «Панорама+». Что тогда, что сейчас она востребована среди школьников, которые мечтают связать жизнь с журналистикой.

— Я пришла в проект в 2005 году и видела, как он менялся, – сейчас его не узнать, – утверждает руководитель детской студии тележурналистики «Панорама+» Татьяна Шатова. – Когда-то наши выпуски в течение года показывали на местном канале «Катунь», сейчас такой возможности, к сожалению, нет, но мы публикуем новости на сайте Дома художественного творчества детей Индустриального района.

На этом студия не думает останавливаться – в будущем совместно с телекомпанией «Катунь24» планирует выпустить программу детских новостей. Осуществить это непросто, все-таки нужны профессиональные операторы и качественное оборудование (сейчас воспитанники студии снимают картинку на фотоаппараты, а звук часто пишут не в специализированной студии, а запершись в шкафу или спрятавшись под одеялом). Но все реально.

— Вообще, дети у нас умеют делать все – снимать, монтировать, писать, но качество, как вы понимаете, не совсем телевизионное. И тот, кто хотел остаться в профессии, смог мечту воплотить. Например, наша Даша Масалова сейчас на НТВ работает, Виталя Маслюк в столице, Вероника Веретенникова в Краснодаре, – перечисляет Татьяна.

Кстати, сегодняшних школьников отправиться покорять детское ТВ сподвигают их предшественники, которые добились определенных успехов в профессии.

— Я пришла в «Панораму+» после того, как на канале ГТРК увидела корреспондента с микрофоном, мне сразу захотелось так же, – улыбается одиннадцатиклассница Дарья Коньшина. – Во всю эту кухню вникнуть было сложно, но я себе сказала: все равно это дело не брошу. Те, кто в этом варится, получают очень хорошую социализацию, преодоление себя и возможность показать, на что ты способен. Это некая перезагрузка, даже адреналин в какой-то степени. А вообще, мне кажется, что наше подростковое телевидение, в отличие от взрослого, более свободно, у нас нет таких строгих редакторов, нет заказных материалов, мы сами выбираем, как и о чем хотим говорить. Конечно, в рамках разумного.

Новые возможности

— Сейчас в развитии детского телевидения настоящий бум, – считает Юлия Годар, – но чаще всего дети приходят сюда с нехорошими целями, гедонистическими. Мечтают стать популярными, завести блог и показывать там, что едят, пьют и где отдыхают, а за это им будут ставить лайки и платить деньги. Словом, как Пикачу в известном мультике: самый красивый из покемонов, который ничего не делает, просто шевелит ушками – и его все любят.

Но с опытом это проходит, подростки начинают увлекаться, гореть профессией. Еще бы! Далеко не каждый состоявшийся журналист, не то что начинающий, получает возможность взять интервью, к примеру, у Надежды Бабкиной, Валдиса Пельша или Егора Крида. У воспитанников Юлии Годар она есть. Несмотря на это преимущество, студийцы, как и их коллеги, тоже наметили план дальнейшего развития.

— За два года существования у нас произошла эволюция наоборот, – смеется руководитель студии. – В истории так: сначала появляется газета на дешевой бумаге с черно-белыми фотографиями, затем – радио, а потом – совсем жирно и дорого – телевидение. У детей все совершенно по-другому: от камеры – к письму. Мы родились в век, когда микрофоны-телефоны и прочие гаджеты доступны каждому, ими все умеют пользоваться, в том числе и дети. А написать текст для них проблема. Мы над этим поработали и в день печати выпустили первый номер своей газеты, для нас это большое достижение. В будущем еще и радио будем делать. И подобные перемены не только в нашей телестудии, во многих, только некоторые вместо бумажных носителей используют сайт.

Традиционно в день рождения детского телевидения некоторые каналы транслируют больше детских передач, чем обычно, показывают мультфильмы и кинокартины, которые смотрели еще наши родители. Это позволяет вспомнить замечательных, добрых, интересных героев, которые совершенно не похожи на современных.