Учение, а не мучение: правильная мотивация поможет ребенку тянуться к новым знаниям

Январь 21 13:50 2019

Учебный год перешагнул свой экватор. Именно в это время, как правило, наблюдается отток мальчишек и девчонок из секций, кружков, музыкальных и спортивных школ. Что делать в этой ситуации родителям нехочух? Настаивать на посещении дополнительных занятий или идти на поводу у ребенка?

Сегодня Татьяна Крячкова учится в музучилище. Всероссийского признания добиться ей помогли не только талант, но и упорный труд и хорошая мотивация.
Фото Андрея Чурилова

Каждый родитель желает знать, как дать своему малышу самое лучшее и развить в нем таланты и способности. Тут, как говорится, школы, секции и многочисленные объединения нам в помощь. Важно лишь, чтобы, записывая свое чадо на внешкольные занятия, мы прежде всего исходили из интересов ребенка, а не стремились воплотить в жизнь собственные нереализованные детские мечты.

— Мальчишки и девчонки до 12 лет пробуют себя в разных видах деятельности. Они примеряют разные занятия и оценивают, какое из них полезнее им с точки зрения приобретаемых знаний, эмоций, новых друзей, интересного общения. Не исключено, что от посещения какого-то из кружков они в конечном итоге откажутся. В этом нет ничего страшного, – убеждена главный внештатный психолог Алтайского края, руководитель детского оздоровительно-образовательного центра «Гармония» Елена Абузова.

Вполне очевидно то, что в первую очередь дети пожелают расстаться с кружками, возникшими в их жизни добровольно-принудительно по протекции родителей. Такова жизнь, у каждого из нас свои желания, таланты и, соответственно, увлечения. К этому необходимо отнестись спокойно.

Не играть, а узнавать

— Любые новые знания – это всегда труд. В занятиях музыкой, спортом, чем-либо еще обязательно есть трудовые будни. Необходимо выполнять скучную, однообразную работу, без которой немыслим успех. Ребенок должен быть готов к этому. Также важно, чтобы внешкольная деятельность не была сплошным развлечением, а приносила пользу – давала ученику новые знания и навыки, – убеждена ведущий преподаватель детской музыкальной школы № 5 Светлана Чеканова.

Полезно научить чадо думать, воображать и прикладывать усилия к выполнению определенных задач, независимо от того дела, которым он занимается. Этому сильно препятствует увлечение гаджетами. Компьютеры, телефоны, планшеты поглощают все внимание ребенка, завлекают его яркой анимацией. Естественно, проще сидеть в игре, чем рисовать пейзажи, оттачивать гамму или идти навстречу спортивным достижениям.

Во всем важен настрой родителей

Если мама и папа проявят внимание к увлечению ребенка, то это сможет побудить в нем еще больший интерес. А равнодушное высказывание: «У меня от твоей музыки голова болит» может свести к нулю даже очень сильное желание заниматься.

— Далеко не всегда мама и папа школьника знают, как прошел у ребенка день. Что он делал в школе, на тренировке? Что у него сегодня получилось, а над чем еще предстоит поработать, – отмечает заслуженный тренер РФ Надежда Клевцова.

За свой 37-летний стаж опытный тренер делает вывод, что интересующиеся судьбой ребенка родители – это уже половина успеха юного спортсмена.

— Многие мамы и папы мне часто звонили, ездили с нами на соревнования. Их дети продолжают успешно тренироваться, ни один из них не потерял интереса к занятиям, – констатирует Надежда Владимировна.

Строгость и муштра – худшие помощники в воспитании детей. Из-под палки заставлять ребенка заниматься тем делом, к которому он давно утратил интерес, практически бесполезно. Принуждение ни к чему хорошему еще не приводило.

По мнению народного мастера Алтайского края, педагога детской художественной школы № 2 Татьяны Горбуновой, иногда по согласованию с педагогом можно сделать так, чтобы ребенок на время оставил занятия. Вскоре после того, как, к примеру, юный художник останется без своего каждодневного занятия, возникнет определенная пустота и понимание того, что его решение неправильное. Вот тогда и можно будет все вернуть на свои места.

Советы психолога

Не хочу — и точка!

В ответ на ультиматум ребенка, решившего бросить кружок или секцию:

Скажите ребенку, что уважаете его мнение, и попросите аргументировать его решение, быть может, причины, вызвавшие столь категоричные действия, легко устранимы.

Предложите немного повременить, чтобы утвердиться в своем желании и принять окончательное решение, к примеру, через месяц. Ведь так часто бывает, сначала расхотел, а потом снова хочу.

Обсудите перспективы и трудности других. К примеру, вместе посмотрите фильм о том, как великие спортсмены, музыканты добиваются успеха, преодолевая жизненные обстоятельства.

Скажите ребенку, что вы его понимаете, ведь сами были в его возрасте. Расскажите о своем опыте сопротивления, о том, что вам запрещали родители, а вы упорно добивались.

Звучит категоричное «не хочу»? В этом случае примите выбор ребенка, но объясните ему, что сидеть в Интернете за компьютерными играми не получится, и сенсорный мобильный телефон поменяйте на кнопочный. Это ваше условие. И дайте возможность ребенку немного поскучать…