Единая транспортная карта может появиться во всех поездах и электричках России

Январь 11 22:55 2019

На международном транспортно-логистическом форуме презентовали прототип Единой транспортной карты. С начала 2019 года проект будут тестировать в поездах.

Фото из сети Интернет

Единая транспортная карта может стать альтернативой бумажным билетам в поездах и электричках. Прототип нового проездного документа разработала компания «ТрансТелеКом» и представила его профессиональному сообществу на международном транспортно-логистическом форуме «PRO// ДВИЖЕНИЕ. 1520» в Сочи.

В первом квартале 2019 года РЖД планирует начать пилотирование проекта на скоростных поездах «Сапсан» по маршруту Москва – Санкт-Петербург. В дальнейшем транспортные карты надеются ввести по всей инфраструктуре РЖД.

Как это работает?

Проект был впервые презентован в начале октября. Он постоянно дорабатывается и в конечном варианте может серьезно отличаться от прототипа, но уже сейчас предполагает достаточно обширные возможности. Благодаря встроенному чипу на карту можно будет записывать билеты и проездные для прохода через все существующие турникеты, включая билеты на пригородные электрички. Кроме этого, Единая транспортная карта (ЕТК) выполняет и роль электронного кошелька: с ее помощью пассажир сможет безналично оплатить в поезде любые услуги или товары, даже в зоне отсутствия связи, когда невозможна оплата обычной банковской картой.

Проводников планируется оснастить POS-терминалами, которые будут считывать информацию о билете. Паспорт по-прежнему понадобится, однако в перспективе в ЕТК могут быть интегрированы биометрические данные о ее владельце, поэтому она может стать документом, позволяющим идентифицировать личность.

Пополнение баланса на Единой транспортной карте будет доступно как наличными в кассах на вокзалах, так и через сайт ОАО «РЖД», мобильное приложение «РЖД Пассажирам» или через сеть банкоматов ВТБ. О подключении проекта к информационным системам банка партнеры договорились в конце ноября в рамках трехстороннего соглашения, подписанного РЖД, банком и компанией-разработчиком.

Не до конца решен вопрос самого устройства карты: например, если пассажир планирует много поездок на ближайшее время или выбирает маршруты с пересадками, возможно ли записать на ЕТК все билеты? Считает ли умная техника только один нужный билет при входе в вагон? Разработчики уверяют – технически это возможно, однако конкретные механизмы реализации будут выработаны в результате проектных решений после апробации карты в «Сапсанах».

А если украдут?

Если ЕТК станет своеобразным электронным паспортом, возникает логичный вопрос – насколько безопасно хранение на транспортной карте личных данных владельца? Как обезопасить и восстановить данные при утрате карты?

— На карте будут присутствовать графические и современные электронные способы защиты, разработанные по результатам проектных решений и сертифицированные, – поясняют специалисты компании-разработчика. – Сейчас формируются требования к ним. Восстановление баланса при утере карты будет доступно при условии регистрации в личном кабинете и прохождении идентификации клиента. Получить новую карту с прежним балансом можно будет в клиентских центрах ЕТК.

Тем не менее перспектива вместить в одну маленькую карточку и паспорт, и кошелек, и все свои билеты выглядит страшновато. С одной стороны – да, удобно, особенно если вы не любите ждать, пока проводник проверит документы, или привыкли держать все самое необходимое в кармане. Но, как показывает практика, новым технологиям доверяют не все. Хотя, например, жители Подмосковья, которые часто ездят в столицу и пользуются пригородными транспортными картами, после введения проекта по всем направлениям железнодорожного транспорта наверняка оценят новинку, которая избавит их от необходимости постоянно обновлять карты и приобретать отдельные электронные документы на некоторые маршруты.

В телефоне

В Алтайском крае электронные проездные сервисы уверенно набирают обороты. Так, в июне «Алтай-Пригород» запустил сервис продаж билетов через Интернет на скорые пригородные поезда сообщением Барнаул – Бийск и через мобильное приложение на поезда пригородного сообщения без указания мест.

За полгода многие успели оценить удобство нововведения. И дело не только в том, что для покупки билета не надо ехать на вокзал – в случае с мобильным приложением, например, при проверке проездных документов в поезде достаточно показать экран телефона с электронной версией билета разъездному кассиру.

Как сообщают в управлении по транспорту и связи Алтайского края, услугой покупки билетов через Интернет на скорые пригородные поезда воспользовались 4224 пассажира, через мобильное приложение – 6522 пассажира. Барнаульский автовокзал через интернет-сервисы продал 157 162 билета – это 11,3% от общего количества (1 390 277). Из электронных сервисов по продаже автобусных билетов наиболее востребован E-traffic.

Кроме того, в 2018 году внедрили абонементные билеты на пластиковых смарт-картах, что позволило полностью отказаться от проездных на бумажных бланках.

Билеты останутся

Не стоит думать, что переход на электронные билеты станет обязательным и повсеместным. Как и в случае с городским транспортом, введение карт не означает полный отказ от привычных проездных документов. Пассажиры смогут выбрать оптимальный для себя способ покупки билета – в бумажном виде или с помощью ЕТК. При этом для владельцев ЕТК собираются ввести специальные предложения в бонусной программе РЖД и выгодные условия от партнеров.

Проект Единой транспортной карты позволит накапливать и анализировать данные об активности пассажиров, разрабатывать индивидуальные предложения для клиентов и улучшать сервис.