Мечты Владимира Васильева воплотились в Барнауле

Декабрь 27 14:29 2018

Музыкальный спектакль «Блуждающие звезды» в постановке известного балетмейстера Владимира Васильева – грандиозная премьера уходящего года, которая запомнится зрителю зажигательными мелодиями, искрометным еврейским юмором, зрелищностью и невероятной лиричностью.

В постановке немало колоритных массовых сцен, каждая из которых могла бы стать отдельной историей.
Фото Александра Волобуева

Синтез искусств

То, что на алтайской сцене Владимир Васильев взялся ставить одно из ярких произведений классика еврейской литературы Шолом-Алейхема, поначалу у всех вызвало недоумение. Государственный молодежный ансамбль песни и танца Алтая, с которым мастер сотрудничает вот уже семь лет, коллектив народной направленности, с которым даже предыдущие проекты с участием Васильева выглядели как чистой воды эксперименты. Однако ансамбль в очередной раз продемонстрировал, что возможности его безграничны. И когда Владимир Викторович предложил воплотить на одной сцене настоящий синтез искусств – объединить хореографию, вокал, живопись и драматическое действие, коллектив подключился к его идеям с азартом.

Из-за большой занятости мастер призвал на помощь уже известного барнаульской публике хореографа Дмитрия Залесского, с которым ансамбль ставил одну из хореографических новелл к спектаклю «Жил человек». Он донес идеи Владимира Васильева до коллектива, а соединять все эти наброски в единое целое взялся сам автор постановки, прибыв в Барнаул за месяц до премьеры.

Массовые сцены в спектакле выстроены филигранно, в них нет лишних героев. При этом ни один из персонажей не тиражировался, каждый транслировал в зал свою историю, свой неповторимый темперамент, свою реакцию на происходящее.

Задумка Васильева была грандиозной – вывести на одну сцену визуальный ряд, хореографическое действо, а также вовлечь в происходящее вокалистов ансамбля и выделить в качестве главного героя скрипача (Пётр Каменных), инструмент которого словно рассказывал бы зрителю историю любви двух молодых людей Рейзл и Лейбла. Причем из героя, который у Шолом-Алейхема прописан как актер, знаменитый хореограф делает художника. Все чувства и эмоции Лейбла были переданы с помощью рисунков: акварельных работ, которые тоже создал Васильев.

Стремление к счастью

По мнению Владимира Васильева, главные герои романа Шолом-Алейхема – современные Ромео и Джульетта. Их любовь зародилась в небольшом селе в ранней юности. Оба хотят связать свою жизнь с театром, но после того, как они покидают дом, их пути расходятся. Однажды, уже повзрослевшими и состоявшимися, они все же встретились, но, оказалось, поздно – влюбленные не могут быть вместе. Нотки этой обреченности можно было уловить с самого начала, когда скрипка Петра Каменных пронзала своими звуками пространство, очень уж печально «говорила», о чем-то явно сожалея.

Между тем линия взаимоотношений между героями строится на фоне потрясающего действа. Все оно пропитано еврейским колоритом. Артистов ансамбля не узнать: у них появились рыжие бороды, кипы, пейсы, свисающие из-под широкополых шляп, а главное – прежде несвойственные им движения и жесты. Вместе же они смотрелись как единый людской поток, символизирующий то горожан, то гостей на свадьбе, то зрителей во время шумного представления. Потрясающи и вокальные партии. Достаточно вспомнить веселую еврейскую народную песенку про старика Хаима и его жену с хитросплетенным сюжетом, который разворачивался при участии двух огромных кукол.

И вроде бы к концу постановки назревает большая личная драма двух людей. Но Владимир Васильев явно решил вмешаться в этот известный сюжет. Свой спектакль он заканчивает всепобеждающей «Хава нагилой» и призывает зрителей радоваться, несмотря ни на что! Причем после того как этот зажигательный танец был исполнен артистами, к нему подключилась и вся постановочная часть, объявляя тем самым об окончании спектакля. Станцевал под знаменитую мелодию и сам мастер под аплодисменты своих подопечных и растроганного зала. Вот только на этой эмоциональной отметке никто останавливаться не собирался – когда отгремели овации, актер, исполняющий роль Лейбла, прямо со сцены объявил, что не намерен повторять судьбу своего персонажа, и на этих словах ринулся в зал, чтобы сделать предложение своей реальной возлюбленной, присутствующей на премьере.