В Барнауле отметили 145-летие Сергея Рахманинова

Декабрь 24 10:25 2018

В этом году практически по всем регионам нашей страны прокатилась череда юбилейных концертов, посвященных таланту и творчеству нашего знаменитого соотечественника, одаренного музыканта Сергея Рахманинова. На барнаульской сцене его произведения исполнил Алтайский государственный оркестр русских народных инструментов «Сибирь» им. Е.И. Борисова.

Автор программы Дмитрий Домошонкин не побоялся эксперимента и заставил щипковые струнные инструменты играть партию скрипки.
Фото предоставлено оркестром «Сибирь»

Сегодня имя Сергея Рахманинова наряду с Петром Чайковским известно в мире как символ русской музыки. Это был человек, в котором одновременно уживались сразу три гениальных начала – пианиста, дирижера и, конечно же, композитора. Слава к нему пришла рано – в 17 лет он блестяще играл на фортепиано, а позже успешно реализовал два других своих таланта. Причем всего этого могло бы и не быть – в 11 лет его чуть было не отчислили из консерватории (педагог, для которого одаренность ребенка была очевидна, предоставил мальчика самому себе, а тот отчаянно этим пользовался). К счастью, юного музыканта вовремя перевели из Санкт-Петербургской консерватории в Московскую в класс Николая Зверева.

Пожалуй, одно из самых ранних произведений, которое было включено в концертную программу «Я русский композитор», одноактная опера «Алеко», написанная Рахманиновым по пушкинской поэме «Цыгане» всего за 17 дней. Именно ее он играл на выпускном экзамене из консерватории и сразу же был замечен издателями – за его рукопись перекупщики предлагали 500 рублей, в то время как другие талантливые композиторы сами искали покупателей и отдавали ноты за копейки. Барнаульские вокалисты, солисты Государственного молодежного ансамбля песни и танца Алтая пронзительно и глубоко исполнили три отрывка из оперы – «Рассказ старика» (Дмитрий Кушнин), «Каватину Алеко» (Константин Рыбаков) и «Романс молодого цыгана» (Константин Тамбовцев).

В дальнейшей творческой жизни Сергея Васильевича не все было гладко – эмоциональный, восприимчивый и чрезвычайно самокритичный музыкант дважды сталкивался с сильнейшими творческими кризисами. Впервые он замолчал на несколько лет в 23 года – премьера его Первой симфонии претерпела провал. Но зато как красиво, сильно и глубоко он после этого «заговорил» создал знаменитый, удивительный по своей мощи Второй концерт для фортепиано с оркестром из трех частей. В этой музыке, которая, кстати, в краевой столице впервые прозвучала в исполнении оркестра русских народных инструментов, было все: нервозность высоких нот и тихое умиротворение, бесконечное отчаяние и полет души… Многие ценители музыки слышат в нем тему родины, чувствуют норов Руси и видят ее душу, хотя в произведении нет ни единого отголоска этнических мотивов.

Еще одно яркое произведение в творчестве Рахманинова, первую часть которого барнаульские музыканты тоже сыграли в рамках концертной программы, «Симфонические танцы». Оно было закончено в 1940 году, во время напряженного гастрольного графика и тяжелых мыслей о надвигающейся на Советский Союз войне, и стало последним в творчестве композитора. Те, кто хоть немного знаком с судьбой композитора, слышат в этой музыке элементы биографичности, по-особенному щемящие и берущие за душу. Слушатель словно становится свидетелем чужой судьбы, переживаний, внутренних перемен и душевных метаний.

В завершающей части концерта прозвучало два номера из цикла «Три народные песни» для хора с оркестром (их исполнил барнаульский академический хор им. А.Б. Тарнецкого) и «Светлый праздник», который перезвоном заполнил весь зал. Такая точка была поставлена не случайно, Сергей Рахманинов по-особому относился и к хоровой музыке, которую он слышал в храмах и к которой нередко обращался в своем творчестве, и к колокольному звону. Этот звук – маркер, по которому безошибочно можно узнать произведения композитора. Где-то их больше, где-то меньше, но они сквозной нитью проходят через его творчество.

КСТАТИ

Во время Второго фортепианного концерта солировал лауреат международных конкурсов, выпускник Барнаульской детской музыкальной школы № 7, студент Новосибирской консерватории Марк Парфёнов. Дирижер программы — Дмитрий Домошонкин.