В учреждениях дополнительного образования занимается 70% барнаульских школьников

Декабрь 23 10:14 2018

Система дополнительного образования в Барнауле – разветвленная сеть, включающая в себя не только учреждения предпрофессиональной подготовки (детские музыкальные, художественные школы и школы искусств), но и всевозможные кружки, студии и секции с творческим или спортивным уклоном. Однако, несмотря на огромное количество школ, центров и студий, все же наблюдается нехватка площадей для занятий. Особенно в новых кварталах, где для развития детей еще не создана необходимая инфраструктура.

В системе дополнительного образования Барнаула ощущается нехватка площадей для занятий с детьми.
Фото Ярослава Махначёва

Трехуровневый принцип

Казалось бы, все условия для внешкольного развития детей в городе созданы – в Барнауле работают 10 музыкальных, художественных школ и школ искусств, 20 центров детско-юношеского творчества, десятки спортшкол, клубов и секций, действующих как автономно, так и на базе учреждений образования. Как говорится, было бы желание, а где развить детям свои способности – найти нетрудно. Причем в случае, если увлечение может стать будущей профессией, на то в городе существует сеть учреждений предпрофессиональной подготовки (те самые ДХШ, ДМШ и ДШИ), если же речь идет только о развитии талантов, можно ограничиться и кружками.

— Система дополнительного образования в сфере культуры включает в себя три музыкальные, одну художественную и шесть школ искусств, – поясняет председатель городского комитета по культуре Валерий Паршков. – Подготовка здесь основана на трехступенчатом принципе и ведется в соответствии с предпрофессиональными образовательными стандартами в области искусств. То есть музыкальная или художественная школа является необходимой базой для поступления сначала в училище, а затем и в творческий вуз. Сегодня здесь на бюджетной основе обучается около 5 тысяч детей. Еще 2 тысячи ребят занимаются в самоокупаемых группах, то есть платно. Они предназначены для тех, кто не поступил в школы искусств на конкурсной основе.

Между тем, как считает Валерий Паршков, многим детям приходится отказывать в приеме в школы с предпрофессиональной подготовкой (в 2018 году при поступлении было отказано 400 детям). Связано это с увеличивающимся спросом на детские школы искусств среди детей и родителей, которых впечатляют успехи наших скрипачей, пианистов, а также коллективов, действующих на базе барнаульских ДМШ и ДШИ, на всероссийском и даже международном уровне. К тому же, направляя своих детей по этому пути, родители тем самым задумываются об их будущем – ведь по итогам многолетнего обучения (в среднем 6-7 лет) выпускники этих школ получают на руки документ, с которым они могут поступать в специализированные учебные заведения среднего и высшего звена.

— Были бы площади, мы смогли б принять и этих 400 потенциальных учеников школ искусств, – рассуждает Валерий Геннадьевич. – Пока же спрос существенно превышает предложение. Построенная в квартале 2000 Детская школа искусств № 6 переполнена. По-хорошему, в этом микрорайоне требуется возвести еще одну школу искусств, которая смогла бы разгрузить другие учреждения предпрофессионального образования. Так, рассматривается вопрос о строительстве в квартале 2001 ДШИ с универсальным зрительным залом. Кстати, проектно-сметная документация на этот объект была утверждена еще в 2015 году, однако школа не была включена в адресную инвестиционную программу города Барнаула.

Односменный режим

Поэтому сегодня в городе наблюдается большой спрос на кружки, действующие на базе центров творчества и общеобразовательных школ. По словам председателя городского комитета по образованию Натальи Полосиной, именно сюда идут ребята, не прошедшие конкурсный отбор в ДШИ, ДХШ и ДМШ Барнаула. Но отличие кружков и секций от системы предпрофессионального образования ощутимо. Ведь дети занимаются там, пока есть интерес. А когда он закончится, можно уйти и приняться за освоение другого дела. С одной стороны, как считает Наталья Владиславовна, – в этом большой плюс. Но есть и минусы – дети получают лишь навыки, никаких документов об окончании, гарантирующих поступление в профильные учебные заведения, здесь не выдают.

— Сегодня в этой системе дополнительного образования задействовано свыше 70% школьников, – продолжает Наталья Полосина. – Получается, что тем самым обеспечивается хороший уровень занятости наших детей. При этом сегодня центрам, расположенным в густонаселенных районах, тоже приходится существовать в стесненных условиях.

Однако, по словам Натальи Полосиной, через несколько лет систему дополнительного образования ожидает другая проблема, связанная с постепенным переходом общеобразовательных школ на односменный режим. Если до 2015 года барнаульские ДШИ, ДХШ и ДМШ могли принимать детей в две смены, то со временем – только во вторую. Получается, что первая половина дня у педагогов дополнительного образования автоматически станет свободной. Что делать с их занятостью в первую смену – пока никто не знает.

— Одно дело приглашать педагогов ДШИ для проведения дополнительных занятий в школах, – делится Наталья Полосина. – Но если, скажем, хореографию, хор или изобразительное искусство можно преподавать массово, то вот игра на инструменте требует индивидуальных занятий. Решать этот вопрос нам предстоит уже в ближайшее время.