Тропа в профессию

Декабрь 17 14:13 2018

В последние годы обеспечение доступности обучения в школах для ребят с ОВЗ и инвалидностью стало одной из приоритетных задач системы образования. Создается инфраструктура, закупается спецоборудование, адаптируются образовательные программы. Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 3 – одна из показательных, где ученики не только получают знания по школьной программе, социализируются и занимаются со специалистами, но и развиваются творчески, приобретают профессиональные навыки.

В швейной мастерской ученицы школы-интерната № 3 осваивают как первые стежки, так и специализированные швейные машины.
Фото Андрея Чурилова

Каждый при деле

В школе-интернате № 3 самый разгар трудового дня. Пока в спортивном зале ребята ходят на носочках и разводят руки в стороны, в кабинете педагога-психолога Ольги Сапиной говорят об эмоциях.

— Мы уже знаем, что такое грусть и радость, сегодня у нас урок повторения, – рассказывает специалист, показывая одной из своих юных воспитанниц большие разноцветные картинки.

На уроке ИЗО трое мальчишек в ярких фартуках внимательно слушают учителя, прилежно сложив руки на парте. Перед ними разложены пока еще чистые листы бумаги, кисти и краски. Как рассказал Артём, сегодня они будут делать барельеф, а Кирилл тихо, но уверенно объяснил, что это не просто рисунок, а выпуклое изображение из гипса.

Если такие занятия проходят в рамках обязательной образовательной программы, то основы информатики введены как дополнительные.

— Сегодня семиклассники в программе Paint создают новогодние рисунки – наряженную елку, а под ней подарки. Поднимаем к празднику себе настроение, – поясняет заместитель директора школы-интерната по учебной работе Яна Яковлева. – Сейчас, когда так стремительно развиваются современные технологии, без навыков работы на компьютере не обойтись, поэтому наши ученики осваивают офисные программы, чтобы идти в ногу со временем.

Также дополнительное образование в школе ведется по художественному направлению. Дети изучают основы вокального и музыкального искусства, развивают артистические, исполнительские, а также интеллектуальные способности.

Хотя большая часть школьников живет в семьях (на сегодняшний день только восемь обучающихся круглосуточно пребывают в учреждении), педагоги проводят с ними уроки социально-бытовой ориентировки. Тут ребятишки учатся отличать друг от друга крупы и запоминают, что из них можно приготовить, учатся сервировать стол.

Прицел на будущее

Визуально эта особенная школа ничем не отличается от обычных – разве что классы тут поменьше. На деле же педагогам приходится работать со 137 барнаульскими детьми с легкой степенью интеллектуального нарушения, тяжелыми множественными нарушениями развития и расстройствами аутистического спектра. Из них 87 обучающихся имеют статус инвалида.

— В школе налажена коррекционная служба, работает педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинские работники. В специально созданных условиях проводятся индивидуальные и групповые занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы и речевых нарушений детей, ведется социальное сопровождение семей и обучающихся, – подчеркивает директор школы-интерната № 3 Татьяна Полтарыхина. – Особое внимание мы уделяем социализации и интеграции наших детей в общество. Во многом этому способствует профессиональное обучение – у нас оно организовано по пяти трудовым профилям: швейное, столярное и слесарное дела, рукоделие, цветоводство и садоводство. Ребята получают навыки в специально оборудованных учебных мастерских и в дальнейшем поступают в профессиональные учебные заведения Барнаула. Около 60% выпускников последних трех лет продолжили обучение в таких учреждениях.

Такие специальные мастерские за последние два года были созданы более чем в 10 краевых общеобразовательных организациях для обучающихся, воспитанников с ОВЗ. На их оснащение дополнительным оборудованием по профессиональной подготовке направлено около 5 млн руб. Как отметил министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко, который в рамках декады инвалидов посетил школу-интернат № 3, в будущем году профессионально-трудовому обучению детей с ограниченными возможностями здоровья будет уделено не меньшее внимание.

— В 2019 году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 10 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, будет обновлена материально-техническая база, – поясняет Максим Костенко. – Запланировано приобретение оборудования для трудовых мастерских по различным направлениям профессионально-трудового обучения и реализации направлений дополнительного образования, а также оснащение кабинетов педагогов-психологов и учителей-логопедов. На эти цели из федерального бюджета будет выделено более 42 млн руб. Это важно, ведь получение таких профильных навыков позволит выпускникам школ чувствовать себя востребованными, получить широкие возможности для собственной реализации.

Справка «ВБ»

В настоящее время на базе шести общеобразовательных организаций для обучающихся, воспитанников с задержкой в развитии организована предпрофессиональная подготовка по направлению «Мебельное дело». На базе пяти школ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ созданы учебные мастерские по направлениям: «Медицинское дело: массаж», «Программирование», «Робототехника».