Выжить в 1990-е и выйти в лидеры: история компании, сделавшей ставку на людей

Декабрь 14 14:40 2018

Сегодня, 14 декабря, лучшие работники группы компаний «Тонар», которой исполняется 30 лет, будут удостоены наград администрации Барнаула, Барнаульской городской Думы, районных администраций города за многолетний добросовестный труд и высокие производственные достижения.

Продукцию завода «Тонар» приобретает и реализует около 2000 фирм по всему миру.
Фото Андрея Чурилова

Говорят, что людям, которые в тяжелейшие для постперестроечной России годы, несмотря ни на что, развивали производство, нужно при жизни ставить памятник. С этим сложно не согласиться. В Барнауле есть достойные примеры таких предприятий. Один из наиболее ярких – «Тонар». Историю становления и развития этого барнаульского завода можно перенести на всю отечественную промышленность – ее упадок в 1990-е, последующее возрождение и долгожданный успех.

На грани фола

В 1988 году в стране был сделан первый шаг к предпринимательству, в силу вступил Закон «О кооперации в СССР». Один из первых кооперативов в Барнауле организовал Александр Сердюков (генеральный директор группы компаний «Тонар»). На тот момент он работал начальником участка товаров народного потребления на заводе механических прессов. Начиналось все очень хорошо. Идею поддержало большинство работников участка. Было много заказов. Кооператив производил тазы, терки, мыльницы и много других товаров народного потребления. Отсюда и название – «Тонар» (товар – народу). В будущее смотрели с большим оптимизмом. Но вскоре спрос на продукцию кооператива исчез. Рынок наводнил дешевый заграничный ширпотреб: китайский, польский, турецкий. О перспективах развития не могло быть и речи: выжить бы. За долги на предприятии периодически отключали отопление. Приходилось работать в валенках. Штат предприятия то сокращался, то опять понемногу увеличивался, но даже в самое тяжелое время не расходился полностью.

— Денег на тот момент был мизер, но все понимали, что нужно работать. Остановимся – будет только хуже, – вспоминает Александр Сердюков. – Именно благодаря нашим людям удалось выстоять. А спустя время мы постепенно начали набирать обороты.

Перелом

Переломный момент наступил в 1998 году. По финансовой системе страны ударил «черный четверг» – доллар подскочил к рублю в несколько раз. Челночники перестали возить из-за границы все подряд. Это была отрезвляющая пощечина. А что есть в стране? Отечественное производство впервые за долгое время получило конкурентное преимущество. Нужно было действовать. И начинать с самого простого.

— Мы выяснили, что в стране есть потребность в ледобурах. Прежде в стране их выпускали два завода, но к этому времени они прекратили свое существование, – вспоминает конструктор предприятия Сергей Мамонтов. – Я – рыбак, принес на предприятие свой ледобур ленинградского производства. Разобрали, изучили конструкцию. Дополнили своими идеями, определились с технологией и наладили выпуск.

30 декабря 1999 года, 19 лет назад, была изготовлена первая партия ледобуров в количестве 100 штук. За счет простоты, надежности и приемлемой стоимости новое изделие барнаульского завода не оставило шансов на отечественном рынке зарубежным аналогам. За пять лет предприятие вышло на объемы выпуска этих изделий в 45 тысяч в месяц.

Именно благодаря этой находке и креативному ее развитию сегодня предприятие располагает огромной номенклатурой продукции для активного мужского отдыха. Производит 42 вида лодок, кемпинговую мебель, фирменную приманку, ящики для рыбалки, снаряжение для охотников. География поставок вышла за пределы России, причем не только на постсоветское пространство. «Тонар» продает продукцию в скандинавские страны, Венгрию, Польшу и Голландию. Кстати, сборная России по ловле рыбы на мормышку со льда (действующие чемпионы мира) пользуется инвентарем именно производства «Тонар».

Восемь лет назад предприятие в очередной раз приступило к освоению нового производственного сегмента – сельскохозяйственной техники. Преуспели и здесь. Конструкторы разработали целую линейку оборудования и приспособлений для нужд сельского хозяйства. Но главным все же остается тот самый сегмент товаров для охотников и рыболовов.

Шаг за шагом, и небольшое предприятие превратилось в высокотехнологичный динамично развивающийся завод, располагающий производственными площадями в 25 000 кв. м и самым современным оборудованием с ЧПУ. Численность работников при этом выросла в несколько раз. Семьсот барнаульцев связали свою судьбу с растущим предприятием.

500 наименований продукции производит барнаульское предприятие «Тонар».