Завод «Моквин»: от пункта приемки аккумуляторов до инновационной компании мирового уровня

Декабрь 07 10:05 2018

Новоалтайский завод «Моквин» – крупнейший переработчик свинца в Сибири – готовится запустить производство полюсных наконечников для автомобильных аккумуляторов. Проект уникальный, подобные изделия в мире выпускают только две компании. С этой осени в Барнауле начали работать мобильные пункты приема отработанных и установки новых аккумуляторов.

Андрей Иваншин рассчитывает вскоре сделать «Моквин» основным поставщиком полюсных наконечников в России.
Фото Глеба Колесникова

Третий в мире

Запуск нового производства намечен на начало 2019 года. По словам директора компании Андрея Иваншина, этому предшествовала двухлетняя работа, проведенная совместно с немецкими инженерами. Полюсные наконечники в Новоалтайске будут производить методом высокоточного литья. В декабре 2018 года на завод доставят специализированное оборудование. Для этого уже готов отдельный цех. Производственная линия будет скомпонована из агрегатов трех немецких и одной швейцарской компании, которые производят подобное оборудование – каждая в очень узком профиле. В числе их партнеров – BMW, Mercedes и Audi.

— Несмотря на внешнюю простоту, аккумуляторный наконечник это очень сложное наукоемкое изделие, – продолжает Иваншин. – Втулка должна быть без микротрещин и при этом иметь пикообразный элемент, необходимый для герметичности. Этого невозможно добиться только литьем, потребуется высокоточная механическая обработка.

Учитывая вредность материала, процесс изготовления полюсных наконечников полностью автоматизируют. Управлять оборудованием будет всего один специалист.

На сегодня все мировые производители аккумуляторов используют наконечники, которые выпускают два немецких завода. «Моквин» рассчитывает заместить их на отечественном рынке, наладить поставки комплектующих на все отечественные предприятия, работающие в этой сфере.

Энергия с доставкой

Завод ежемесячно перерабатывает около 2 тыс. т б/у аккумуляторов, получая таким образом 1,2 тыс. т свинца. В сутки предприятие выпускает 40 т очищенного металла – 48 разных составов сплава. Их приобретают производители новых аккумуляторов, силовых кабелей и медицинского оборудования (рентгеновских аппаратов). Например, при создании отечественного автомобиля «аурус», предназначенного для первых лиц государства, по словам Андрея Иваншина, потребовался определенный состав свинца. Создать его, в соответствии со всеми требованиями, удалось только предприятию «Моквин».

Чтобы получать сырье в достаточном количестве, компания оборудовала 12 фургонов в так называемые аккумобили. Они курсируют по краевой столице, оказывая услуги по замене аккумуляторов. Если батарея выходит из строя, специалисты «Моквин» предлагают продать ее компании на переработку и купить новую, произведенную под торговой маркой Renergy (возобновляемая энергия. – Прим. авт.). Эти батареи по аутсорсингу исключительно из свинца «Моквин» производит для компании «Нижегородский аккумуляторный завод».

Проект «Аккумобиль» не имеет аналогов. Такого нет даже в Европе. Реализуется он при поддержке управления Алтайского края по развитию предпринимательства. Компания вложила в проект 50 млн руб. под поручительство регионального гарантийного фонда. В ближайшие годы «Моквин» намерен создать сеть стационарных пунктов приема и продажи аккумуляторной батареи в Новосибирске, Кемерове, Томске и других крупных сибирских городах.

— Мы работаем над созданием инфраструктуры цивилизованного обращения с опасными отходами, – продолжает Андрей Иваншин. – Будем развивать сервис. Например, если машина не завелась в мороз, аккумобиль можно будет вызвать по телефону.

Груз ответственности

Переработка вредных материалов производится по уникальной технологии. Это завод без вредных выбросов. Отработанный электролит отправляется в Бийск на олеумный завод. При переработке б/у аккумуляторов завод ежемесячно перерабатывает и продает около 120 т морозостойкого полипропилена. Материал широко используется в автомобилестроении или, например, в производстве оконного профиля.

— К нам поступает 100 кг отслужившей аккумуляторной батареи, а от нас выходит 96 кг разных видов продукции, – отмечает директор компании «Моквин» по стратегическому развитию Тарас Транчук. – Искать применение необходимо для всего. При этом мы понимаем, что работаем с ядовитым материалом. Средства индивидуальной защиты, безусловно, есть, но нужно знать, что перчатками, комбинезонами и респираторами не защититься полностью. Поэтому производство на «Моквин» организовано таким образом, что по определенному маршруту на заводе можно ходить в рубашке. Правильная технология обращения с веществом на всех его стадиях переработки и есть залог безопасности.

Кроме производственных проектов, компания сегодня работает в сфере науки и образования, в контакте с вузами Алтайского края и институтами Новосибирского академгородка. Практика завода позволила создать расширенный курс по подготовке к работе с опасными отходами. В скором времени он войдет в программу АлтГТУ им И.И. Ползунова. Договоренность уже подписана.

История «Моквин» начиналась с открытого в Барнауле пункта приемки б/у аккумуляторов. В 2008 году, получив необходимую лицензию, на территории бывшего кожевенного завода началась частичная переработка отработанных батарей. АКБ разделяли на пластик, электролит и так называемое свинецсодержащее сырье. Материалы продавали заводам. До 2015 года предприятие работало в поселке Ильича, при этом с 2013-го на одном из пустырей в промышленной зоне Новоалтайска возводился современный завод, имеющий все необходимое для глубокой переработки отходов II класса опасности. На его создание ушло два года и примерно 320 млн руб.

80% оборудования «Моквин» спроектировано в стенах предприятия. Это не только почетно, но и выгодно. Например, чтобы построить металлургический конвейер своими силами, потребовалось 7 млн руб. На зарубежное оборудование потратили бы 40 млн руб.