Народный мастер Алтайского края Михаил Бывших открыл в Барнауле школу гончарной керамики

Декабрь 03 14:41 2018

В прошлом – экономист, дипломированный сомелье и кандидат в мастера спорта по боксу, а ныне художник-керамист Михаил Бывших стал самым молодым народным мастером Алтайского края.

Фото Евгении Гридневой

Победитель престижных профессиональных конкурсов сегодня создает линейку традиционной посуды для Краеведческого музея, воспроизводя археологические формы, найденные на Алтае, и параллельно учит детей и взрослых древнейшему на планете искусству.

Учиться, чтобы учить

Чего только не происходило в жизни Михаила Бывших, пока он не увлекся гончарным делом. Выращивал коров в Омской области, восстанавливал сад в Краснодарском крае и даже конный маршрут прокладывал через горы до Дагомыса. Пока не познакомился с первым наставником – известным гончаром России Андреем Задерием. И так увлекся, что получил от мастера в подарок ножной гончарный круг, с которым уехал в глухую старообрядческую деревню Куяча Алтайского района, чтобы со временем основать с друзьями артель ремесленников. Но не сложилось, переехал в Белокуриху и начал работать. С десяти утра до часу ночи барменом, чтобы оплачивать жилье и оборудование, а после работы садился за круг, чтобы нарабатывать технику.

— Первый год я занимался по большей части традиционной русской посудой и предметами быта с элементами декора: квасники, кашники, крынки, колыванки, кухли, елейники и так далее, – рассказывает Михаил. – Термическая обработка обычная, но очень вкрадчивая и трудоемкая. Потом появился собственный стиль в формообразовании, но стало не хватать декорирования. Это требовало более серьезных технологий росписи в сочетании с пластикой. В Интернете можно найти все, что угодно, но прямой передачи наставник – ученик ничто не заменит, поэтому через год стал участвовать в конкурсах, пленэрах, даже симпозиумах. Все впитывал и пробовал, искал свой материал, которым через пару лет в итоге оказался полуфарфор.

Куратором одного из конкурсов однажды стал Алишер Азиров из Узбекистана – известный в мире художник по керамике, член академии ЮНЕСКО.

— Месяц я учился у нового наставника росписи в городе Риштане Ферганской области, – вспоминает народный мастер Алтайского края. – Жил на всем готовом, так по местным традициям положено. А потом мой учитель приехал в Белокуриху вместе со своими учениками. И вся бригада жила у меня, так тоже положено по традиции. Мы очень много сделали этой командой: производили изделия, добывали массу, построили дровяную традиционную печку для обжига, заложили основу здания будущей школы гончарной керамики. Пробовали варить глазурь из травы солерос, что растет на берегу алтайских соленых озер. Так в моей жизни появился Восток.

Философия художника

Так называемые продажи со стола у Михаила закончились, практически не начавшись. Благодаря тому что за пару лет он освоил маойлику – разновидность керамики, изготавливаемой из обожженной глины с использованием расписной глазури, не было отбоя от ресторанов и спа-салонов, активно переходящих на стильную посуду.

— Я освоил интерьерную керамику, появились проекты по инкрустации мебели, каминной плитки, – делится Михаил. – Научился самостоятельно готовить глазури, а какое разнообразие красок можно использовать, глаза разбегаются. Но мне все больше хотелось создавать свое, не зацикливаясь только на традициях предков.

После того как Михаил освоил восточную роспись, ему пришлось заново вернуться к качеству своих изделий.

— Я перебирал различные материалы и виды обжига, – рассказывает гончар. – И нашел состав фарфора, которого в регионе нет, но он позволяет делать керамику прочной и долговечной. Меня потянуло к современности, коллеги говорят, что созрел до амбиций художника, а не просто мастера. А такие слова нужно оправдывать.

Михаил Бывших даже свои мастер-классы проводит на фарфоре, хотя в России профессионально этим занимается не более десяти человек. Но когда просят показать майолику, проводит и такой мастер-класс.

— Школу гончарной керамики я перевез из Белокурихи в Барнаул полтора месяца назад, – рассказывает теперь еще и педагог. – Большинство аналогичных учреждений имеет досуговую функцию, у меня все по-другому. Я себя не жалею, но и учеников тоже. В мастерской каждый проявляет свое творческое начало и, между прочим, довольно успешно. Потенциал есть практически у всех, главное, его развить и показать, что человек может очень многое. Сегодня гончар как производитель посуды не нужен. Он – носитель знаний и технологий. Я, например, хочу создавать коллекции, проводить выставки, поэтому изготовление керамической посуды вручную стараюсь отделять от коммерческого производства.

В мастерской Михаила Бывших на подоконнике стоит удивительно изящный сосуд из каменной массы с росписью глазурью класса металлик. На мой вопрос, не лампа ли это для Аладдина, я получила утвердительный ответ, да и как может быть иначе у мастера с замечательным чувством юмора и абсолютно позитивным отношением к жизни.

Продолжение в учениках

Михаил Бывших работает как со взрослыми, так и с детьми. Причем последних отбирает после платных мастер-классов. Если ребенку интересно и виден потенциал, то мастер это понимает сразу после первого урока. Уже в этом году ученица старшей группы поедет на конкурс женщин-гончаров Сибири.

— Девушка приходила три раза в неделю на протяжении 1,5 месяца и такие успехи делает, что любо-дорого посмотреть, – с гордостью говорит наставник. – Среди деток тоже есть претенденты на участие в детском конкурсе. Именно для этого нужна школа, чтобы передать гончарное искусство другим. Пока я не могу бросить платные уроки, нужно запустить гипсомодельный ряд для посуды, чтобы освободить время для личного творчества и заработать средства на жизнь. Я уверен, что со временем люди научатся видеть разницу между ручной керамикой и формованной. Нельзя сравнивать магнит на холодильник и скульптуру слона из фарфора.

На XI международном фестивале народных ремесел «Праздник топора – 2018» в Томске народный мастер Алтайского края Михаил Бывших занял первое место в конкурсе «Глиняный сказ». Здесь же он поставил технический рекорд: за 20 минут из 2 кг глины сделал 178 кувшинчиков высотой 3 см, результат ближайшего соперника составил около 50 изделий.