На сцене филармонии состоялась премьера балета «Жар-Птица»

Декабрь 03 13:30 2018

В краевой филармонии поставили хореографический спектакль «Жар-Птица» (6+).

Фото Михаила Михайлова

Для ансамбля русского танца «Огоньки» это вторая работа, созданная на музыку Игоря Стравинского, первой был «Петрушка». В будущем руководство филармонии планирует объединить две эти одноактные постановки и демонстрировать их публике в рамках тематического вечера, посвященного композитору.

Этот спектакль, созданный благодаря федеральной целевой программе «Культура России», заставил говорить о себе не только в регионе, но и за его пределами задолго до премьеры. Воплощать подобные проекты на филармонической сцене берутся приглашенные балетмейстеры, успевшие зарекомендовать себя в театральном пространстве страны. Благодаря такой схеме барнаульская публика в 2015 году увидела постановку «Конек-Горбунок» на музыку Родиона Щедрина, а в 2016-м – балет «Петрушка», созданный на музыку Игоря Стравинского.

Оба спектакля были созданы питерским балетмейстером Надеждой Калининой. И вот некоторое время спустя на сцене филармонии еще одна премьера, автор которой – молодой постановщик из Санкт-Петербурга Антон Дорофеев.

Выжимка из сказок

С самого начала хореограф дал барнаульской труппе четкую установку – дескать, ломать народную основу коллектива он не собирается, а вот профессиональный рост и развитие пластических навыков танцоров во время репетиций только приветствует. В итоге за несколько месяцев работы многие артисты приобрели классическую выправку, вспомнили азы классической хореографии, начали тянуть носок, несколько артистов даже встали на пальцы. Однако с самого начала спектакля было видно, что народный колорит коллектива балетмейстер сохранил, сделав акцент на сценах гуляний и фольклорных зарисовках.

— Сам балет изначально очень пластичен, – поясняет Антон Дорофеев. – Вероятно, потому, что его музыка рождалась одновременно с движением. Известна история, когда Игорь Стравинский и хореограф Михаил Фокин вместе работали над каждой сценой, буквально «вытанцовывали» музыку. Поэтому работать над материалом было очень интересно, интересно было и открывать в этом произведении новые смыслы.

Изначально Антон Дорофеев решил, что поставленная им «Жар-Птица» должна быть понятна всем без исключения, даже без либретто. Хотя, признаться, в литературной основе сюжета, указанной в программке, можно было вычитать немало интересных поворотов, заранее зная о которых, воспринимаешь сценическое действие иначе. Так, явившаяся Ивану Жар-Птица, оказывается, наколдовала молодцу знакомство с будущей невестой. В своем видении-предзнаменовании она показала, что та самая Царь-Девица томится в плену у Кощея. А вместе с ней там находятся красавицы-славутницы, захваченные Кощеем с тем, чтобы Царь-Девица в застенках не скучала.

Вообще, весь сюжет – это некая выжимка из русских народных сказок и поверий, которые когда-то в концентрированном виде подавались публике во время выступлений артистов балета за границей. Неслучайно «Жар-Птица» являлась одним из украшений знаменитых дягилевских «Русских сезонов», покоривших столетие назад всю Европу. Поэтому балеты, вошедшие в эту подборку, отличались зрелищностью и образностью, особой пластикой и необычными костюмами, тяготеющими к разряду произведений искусства.

Безграничные возможности

Антон Дорофеев пошел немного другим путем – если многие костюмы, сшитые специально к постановке, действительно отличались изысканностью и колоритом, то от декораций балетмейстер решил отказаться. И вовсе не в ущерб спектаклю. Так, функцию декораций взяли на себя спущенные с потолка ленты, которые в одних сценах превращались в лесную чащу, в других – в оковы, путы Кощея, в третьих – в лучи, раскинувшиеся по сцене в финале спектакля.

Очень ярко сразу заявил о себе Кощей – артист невероятно высокого роста (в этом составе – Антон Борисов), очень пластичный, характерный. Его появление на сцене всякий раз вызывало шквал эмоций публики, особенно детворы. Немало фрагментов, которые можно отнести к хореографическим шедеврам, связано с образами Жар-Птицы, Царь-Девицы, Ивана.

Хватает в постановке и массовых сцен невероятной красоты – это и танец молодцев со славутницами, и танец девиц с волшебными яблоками, и явления нечисти. Можно разглядеть в постановке и авторское видение сюжета – в сцене, где Жар-Птица «знакомит» Ивана с его судьбой Царь-Девицей можно увидеть, что чудо-птица, желая счастья молодцу, в то же время испытывает ревность к его будущей невесте. Интересно смотрелись и закулисные персонажи, которые представляли собой деревенский люд, погружающий в сказку, а затем из нее выводящий.

В спектакле зрители увидели других, непривычных «Огоньков» — хотя не менее задорных, артистичных, пластичных. Новая работа – еще один хореографический шедевр в копилку ансамбля, который давно доказал, что его возможности безграничны.