Какой сюрприз ждал барнаульцев на концерте иеромонаха Фотия

Декабрь 03 16:41 2018

Его называют самым необычным монахом нашего времени. Пришедший в мир шоу-бизнеса из телевизионного проекта «Голос-4», этот певец вызывает много споров и вопросов.

Фото Ярослава Махначёва

Совместим ли духовный сан со сценой, далеко ли от нее до греха?.. Но оставим в покое все споры, ведь даже самые критично настроенные люди соглашаются, что голос от природы ему дан особый, да и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл его благословил. И в Барнауле у Фотия, как показал прошедший концерт, почитателей немало.

Третья встреча

На телефоны горожан шли смс-сообщения: МЧС предупреждает о сильном шторме и просит по возможности сидеть дома. Но барнаульцев не запугаешь – со всех концов города спешат в Театр драмы поклонники иеромонаха Фотия.

— Я уже третий раз на его концерте, – сообщает Галина Максимова. – Как только в августе узнала о приезде Фотия, сразу купила билет. Очень трогает его творчество, искренность и чистота, бесподобный голос. На прошлом концерте в нашем городе он исполнял духовные песни и романсы, звучали произведения о Великой Отечественной войне, о России. Пел без вихляний, очень нежно, проникновенно, но в то же время так убедительно! Зал ему подпевал.

Благопристойность

Нынешний большой тур Фотий посвятил своему дню рождения, программа так и называется «33». В первом отделении концерта иеромонах исполнил песни, с которыми выступал в «Голосе», классические романсы. Подбор их, на первый взгляд, мог бы показаться странным: песни из репертуара Сергея Трофимова и Григория Лепса, Булата Окуджавы и Аллы Пугачёвой, классические и собственного сочинения. На самом деле, ничего предосудительного – все они духовного содержания. И исполняются в одной манере. Не могу судить, в чистом ли виде это придуманное итальянцами бельканто или иеромонах привнес в этот вокальный стиль что-то свое.

Известно: именно бельканто он учился у своего преподавателя Виктора Твардовского (кстати, тот из числа потомков известного поэта), но определенно есть в манере Фотия что-то свое, что сам он как-то в интервью определил словом – благопристойность. Опять же, чисто по моему дилетантскому восприятию, именно это и создавало впечатление, что Фотий держит истинно чудный голос в каких-то рамках, не давая полностью выплеснуться эмоциям. Хотя, как знать, вдруг отпусти он свой голос в свободное плавание – и уйдет эта духовная чистота.

Тронула песня собственного сочинения Фотия «Сколь краток век» на стихи активно пишущего в Интернете автора – Виктора Шпайзера (уже, наверное, никого не удивляет, что нынешние монахи – активные пользователи Сети, а Фотий – один из самых продвинутых пользователей). Не оставил равнодушным «Монолог» на стихи Анастасии Цветаевой – «мужской вариант», – подчеркнул певец. К слову сказать, вел концерт и комментировал песни он сам, коротко и ясно.

Во втором отделении звучали песни на разных языках: испанском, английском, итальянском, французском, грузинском. Владеет он ими в совершенстве и понимает, о чем поет не по краткому переводу текста.

К сожалению, в этом концерте ни одно произведение не прозвучало а капелла, хотя порой так хотелось просто насладиться музыкой голоса. Впрочем, это нисколько не умаляет достоинства аккомпаниатора – он потрясающий!

От «Молитвы» до либертанго

С первых аккордов Александр Тевелёв показал себя и пианистом высокого класса, и уважающим солиста и произведение концертмейстером. А когда к нему присоединился известный скрипач Степан Мезенцев, уроженец Барнаула, концерт вообще обрел новое звучание.

Появление виртуоза-земляка, который накануне успешно дал в родном городе большой концерт с ансамблем «Новая Азия», стало приятной неожиданностью для публики. Несколько песен, в том числе и знаменитую окуджавскую «Молитву Франсуа Вийона», Фотий исполнил под аккомпанемент рояля и скрипки. А в минуты, когда для его голоса требовалась передышка, исполнялись инструментальные пьесы. Казалось, что Александр Тевелёв и Степан Мезенцев – давно сыгранный, хорошо чувствующий друг друга дуэт – так великолепно звучали в их исполнении и Чардаш Витторио Монти, и либертанго Астора Пьяццоллы.

Сюрприз удался! На самом деле, как рассказал нам отец Степана и его продюсер Олег Мезенцев, это оказалось не просто счастливым случаем, а вполне спланированным событием. Фотий и Степан познакомились на музыкальном фестивале на Сахалине, потом был ряд совместных выступлений. Иеромонах пригласил скрипача и на свой недавний концерт в зале соборов храма Христа Спасителя. В Интернете много восторженных отзывов об игре нашего земляка.

Чтобы принять участие и в том, и в барнаульском концертах Фотия, Степану пришлось подкорректировать время своих выступлений с «Новой Азией». Но дело того стоило! Кстати, Степан успел в перерывах еще и порадовать своим творчеством поклонников в Бийске и Рубцовске.

А творческий союз его с Фотием и Тевелёвым будет иметь продолжение, например, в марте будущего года, на грандиозном концерте в Санкт-Петербурге.

Вместо послесловия

После концерта многие из одухотворенных слушателей неожиданно оказались перед проблемой. Из-за непогоды службы такси машины подавали не всем. Нам, в частности, после долгих поисков отказали. Попытавшись присоседиться к счастливчикам, мы терпели фиаско. Водители пожимают плечами: клиенты возражают. Наконец, удалось втиснуться в одну из машин. В ответ на слова нашей благодарности, хозяйка положения – ну та, которой повезло с такси, – не слишком дружелюбно заметила: «Только благодаря Фотию». Мы поняли: в другой ситуации эта суровая дама наверняка оставила бы нас на произвол судьбы в метели. Спасибо Фотию!

Иеромонах Фотий (в миру Виталий Мочалов) – священнослужитель Русской православной церкви, насельник Пафнутьево-Боровского монастыря, регент монастырского хора. Стал победителем телевизионного шоу «Голос» в 2015 году в результате зрительского голосования.

Часть средств, собранных Фотием за концерты, идет на восстановление или строительные работы в храмах, которым требуется помощь.

Надежда Гончарова.