Студия старинного танца «Северная сторона» отметила 15-летний юбилей

Ноябрь 24 09:15 2018

Балом-маскарадом «Летучая мышь» студия старинного танца «Северная сторона» отпраздновала 15-летие. На него собралось около сотни танцоров, в том числе из Бийска и Новосибирска.

Юбилейный бал состоялся в библиотеке имени Шишкова.
Фото Алёны Акименко

Мода на историю

Старинные танцы в Барнауле стали изучать в 2003 году, одновременно с новосибирской студией (сегодня это школа светского танца «Отражение»). «Северная сторона» начиналась с небольшого клуба единомышленников, которые увлекались не столько танцами и культурой XIX века, сколько более ранними эпохами, средневековой культурой, фэнтези, зачитывались книгами Толкиена, плели кольчуги и учились играть на флейтах.

Постепенно круг интересов расширялся, и сообщество разделилось: так появился историко-культурный центр «Аваллон» (направление его работы за годы изменилось, теперь он известен своей школой спортивных ирландских танцев), барнаульская школа старинного танца «Золотой век», специализирующаяся на реконструкции реально существовавших танцев.

Студия «Северная сторона» продолжает проводить открытые балы для горожан, продвигает проект «Танцующие улицы» и занимается в основном стилизациями – на своих мероприятиях ребята не воссоздают эпоху досконально, а стараются сделать культуру прошлых веков чуточку ближе современному горожанину.

— В настоящий момент исторические танцы все больше выходят в массы и становятся распространенным хобби, – рассказывает руководитель студии Ольга Диденко. – Это направление подразумевает не только технику танца, но и погружение в историю, общение между участниками. В студии становится все больше студентов, хотя приходят и люди постарше, и даже пенсионеры. Конечно, им танцы даются сложнее.

На самом деле особенность исторических танцев в России такова, что увлекается ими в основном молодежь. В Европе средний возраст исторических танцоров гораздо выше, а внимание к изящным ручкам и натянутым носочкам ниже. В целом же развитие направления идет примерно одинаково по всему миру: приехав на бал в Италию, ты увидишь те же танцы, что и в Барнауле. На те или иные эпохи и танцевальные схемы тоже есть мода.

По шпаргалке

Чтобы начать танцевать, как в XIX веке, не требуется особой физической подготовки или балетных навыков. Более того – практика показывает, что чаще всего в исторические танцы идут… программисты: эти танцы очень геометричны и строятся на основе повторяющихся схем, с техническим складом ума освоить их проще. Не случайно в это направление активно включились студенты АлтГТУ. Да и сама руководитель по образованию программист.

Ольга Диденко пришла в студию в 2006 году вместе с мужем, долго его убеждала, что в танцах нет ничего сложного.

— У меня в детстве был некоторый уровень хореографии, у мужа только спорт. Мне казалось, я никогда не научусь танцевать вальс, – вспоминает руководитель студии. – Мой первый бал проходил в каком-то детском лагере. Холодно там было ужасно. А я в атласном платье сестры. Это сейчас корсеты, нижние рубашки, куча юбок, а тогда – платье и кольца. И я чувствовала себя звездой. Как я зубрила танцы к этому балу! Переделывала тексты схем под себя: мне мешал в них счет тактов, названия танцев не желали запоминаться. Я напечатала себе шпаргалку, которую прикрепила к поясу. Потом были другие балы, платье уже собственное, а мне все казалось, что люди, которые делают бал, – настоящие небожители. И танцуют они без шпаргалки.

Тут надо пояснить, что бал – это не концерт и не соревнование, а танцевальный вечер, где, как и когда-то во дворцовых залах, люди знакомятся, общаются, соблюдают этикет, и все это – ради собственного развлечения.

— Для меня танцы – хобби. Я не зарабатываю на этом, – признается Ольга Диденко. – Студия заинтересована в большом количестве участников не для прибыли, а чтобы было интереснее и разнообразнее на занятиях и балах. Мы всегда рады людям, которые приходят к нам. Их я не могу назвать клиентами, мы не оказываем им услуг. У нас скорее клуб по интересам. Наша цель – развитие культуры общества, пусть это и звучит громко.

Как спорт

Анастасию Потапахину в студию привела подруга. Обе до занятий историческими танцами уже имели хореографический опыт – несколько лет в восточных танцах, призовые места на соревнованиях, и сейчас девушки продолжают тренироваться и выступать. Тем не менее к новому направлению пришлось приспосабливаться: в контрдансах и кадрилях, когда надо синхронно выполнять сольные движения, Настя танцует уверенно, а вот парные вальсы, польки и мазурки осваивать было сложнее.

— Первое время было очень волнительно, – говорит Анастасия. – Со временем научилась держать осанку, смотреть в глаза кавалеру. В восточных я танцую одна или группой, и первое время сложно привыкать танцевать в паре. На занятии по «Востоку» мы отрабатываем определенный танец, направление, а количество и разнообразие старинных танцев дается с трудом. По привычке накладываются восточные элементы.

Александр Уфимцев, второкурсник АлтГТУ, напротив, старинным танцам обучался с нуля. Из предыдущих хобби – только радиоспорт.

— Пришел на танцы, чтобы попробовать что-то новенькое, – делится студент. – Они похожи на спорт: это как бег или, допустим, кросслифтинг. Ну и что, что нет судей и четкого результата? Когда ты решил заняться спортом, это не значит, что тебе нужны высокие достижения, ты же занимаешься этим в первую очередь для себя, а не для других.

Исторические танцы, которые исполняют в студиях, реконструируются по старым танцевальным справочникам или сочиняются опытными танцмейстерами с использованием элементов, описанных в этих книгах.

В июне на улице Мало-Тобольской состоялся открытый городской Ночной бал. Следующий ближайший – для всех желающих – новогодний танцвечер «В ритме вальса», 23 декабря, ГМИЛИКА.