Хореографический спектакль «Жар-птица» станет ярким событием филармонического сезона

Ноябрь 23 11:22 2018

Сегодня, 23 ноября, в краевой филармонии в исполнении ансамбля русского танца «Огоньки» состоится премьера одноактного балета «Жар-птица» (6+) на музыку Игоря Стравинского.

Фото Андрея Чурилова

По словам хореографа-постановщика из Санкт-Петербурга Антона Дорофеева, в этом спектакле сделана попытка продемонстрировать теорию света и тьмы не только в костюмах, но и в построении сюжета.

Воплотил задуманное

Как только Антону Дорофееву поступило предложение поставить на алтайской сцене легендарный балет «Жар-птица» (во всем мире на разных площадках этот спектакль ставился не менее тысячи раз), он сразу стал думать над концепцией постановки, над идеями, которые закладывали в эту работу ее создатели – композитор Игорь Стравинский и выдающийся хореограф XX века Михаил Фокин.

— Изначально балет Стравинского выстроен так, что музыка в нем движется от тьмы к свету, – рассуждает хореограф. – И если в самом начале «Жар-птицы» можно услышать мрачные, зловещие тона, то заканчивается балет перезвоном колоколов, который возвышает, поднимает до самых небес.

Кстати, автором либретто в этой постановке выступил сам Антон Дорофеев, попытавшийся сгладить «модерновость» спектакля, его «картинность», присущую дягилевской эпохе («Жар-птица» была поставлена специально для Дягилевских сезонов – гастролей русского балета по Европе), и придать действию больше психологизма.

— Вместе с «Огоньками» мне удалось воплотить задуманное, – делится постановщик. – Барнаульские танцоры хоть и являются народниками, обладают невероятной энергетикой, которая в столицах – большая редкость. С ними было интересно решать даже самые трудновыполнимые задачи.

Новая веха

По словам директора краевой филармонии Елены Надточий, работа над балетом – это творческий эксперимент коллектива, и «Огоньки» с ним справились. Безусловно, ребятам ощутимо помог опыт работы над другими хореографическими спектаклями, такими как балет на музыку Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» и постановкой на музыку Игоря Стравинского «Петрушка». Тем не менее спектакль «Жар-птица» стал еще одной вехой в жизни коллектива, еще одной ступенькой на пути его профессионального роста.

— «Огонькам» выпало счастье работать с великолепной музыкой Стравинского, которая изначально пластична, – рассказала заместитель директора краевой филармонии Ольга Турчина. – Она рождалась одновременно с хореографической партитурой, которую на глазах композитора сочинял Фокин. И эта изначальная пластичность, искусно вплетенная в музыку, главная особенность постановки.

Быть понятным

Ее попытался учесть в своей работе и питерский хореограф, который тут же увязал драматургию постановки с ее темпоритмом, на взгляд Антона Дорофеева, очень современным.

— Меня потрясло, что заданные Стравинским 100 лет назад темпы остаются актуальными и сегодня, по крайней мере, их не пришлось менять, подстраивать под нынешние потребности, – размышляет он. – Готовясь к постановке, я много изучал древнеславянскую мифологию, русские сказки, в которых фигурируют такие персонажи, как Кощей, Царь-девица, Жар-птица. Однако в этом сюжете я все же увидел и вечную историю, актуальную в любые времена, о тщеславии, корысти, любви, верности, недосягаемости счастья. Хотелось бы, чтоб для понимания этих идей не потребовалось прибегать к либретто, противником которого я являюсь. На мой взгляд, искусство должно быть понятным. И если после спектакля публика выйдет из зала изменившейся, другой, значит, я выполнил свою задачу как постановщик.

Кстати, в этом спектакле интересными обещают быть не только декорации, обеспечивающие перемещение персонажей из одного пространства в другое без использования кулис, но и костюмы. Самым необычным станет одеяние Жар-птицы – именно в нем будет преломляться свет так, как задумал хореограф-постановщик.

— В целом в балете задействована вся труппа «Огоньков» (а это 32 человека), – продолжает Антон Дорофеев. – Причем в ходе работы многие артисты встали на носочки, то есть побороли в себе народную природу и на время ушли от каблуков. Возможность преодолевать себя и открывать в себе новые возможности – многое говорит о профессионализме труппы, ее открытости ко всему новому.

Постановка «Жар-птицы» на алтайской сцене стала возможна благодаря федеральной целевой программе «Культура России». Краевая филармония уже не первый год становится участницей этого масштабного проекта.