70 лет назад по Барнаулу проехал первый трамвай

Ноябрь 12 12:11 2018

В послевоенное время барнаульцы добирались до работы пешком или на немногочисленных автобусах и грезили о появлении электрического транспорта. Мечта осуществилась 7 ноября 1948 года, когда с площади Свободы до Нового рынка отправился первый трамвай. Спустя 70 лет работники и ветераны МУП «Горэлектротранс» этот маршрут повторили.

За 70 лет трамваи изменились, но городу они нужны не меньше, чем десятилетия назад.
Фото Татьяны Рожковой

— С этим праздником, днем первого запуска трамвая, я хочу поздравить всех работников предприятия и особенно наших ветеранов – вам досталось самое тяжелое время становления городского электрического транспорта, — обратился к коллегам директор МУП «Горэлектротранс» Николай Петряшин. – Современное поколение не может себе представить, как первые водители работали в неотапливаемых ледяных кабинах, подкладывали под ноги горячие кирпичи, чтобы согреться, сами чистили трамвайные пути. Спасибо вам большое!

Как вспоминают старожилы, первая зима – малоснежная и морозная – водителям трамвая далась тяжело. Тогда вагоны стояли под открытым небом и промерзали так, что девушкам-вагоновожатым приходилось надевать по три пары штанов и две пары валенок.

— Когда я пришла работать, предприятию было всего 15 лет, — рассказывает водитель с 35-летним стажем, председатель Совета ветеранов городского электрического транспорта Нина Кузнецова. – В то время были не такие трамваи, как сейчас ходят, а «распашонки», их так называли, потому что двери не закрывались: в гору едешь – они в одну сторону скатываются, с горы – в другую. И вагоны не одиночные ходили, а сдвоенные или строенные. Набивались до отказа – пока все пассажиры не втиснутся, ехать не дадут.

В этом году в МУП «Горэлектротранс» празднуют еще один юбилей. Ровно 45 лет назад в Барнауле запустили первые троллейбусы.

У заместителя начальника трамвайного депо № 1 по эксплуатации Александра Осавитного опыт работы не такой большой, но тоже приличный – впервые сел за управление вагона в 1992 году. Его добросовестный труд не раз отмечали на разных уровнях, в том числе и на уровне страны – за 250 тыс. км безаварийного пути он, тогда еще водитель, был удостоен нагрудного знака отличия Министерства транспорта РФ.

— Одно из самых памятных событий в моей профессиональной жизни случилось в конце 1990-х. Тогда мы получили десять абсолютно новых трамваев российского производства, и я был в числе тех, кому доверили их осваивать, — делится воспоминаниями Александр Августович. – Почему-то они не прижились, но у нас осталась чехословацкая «Татра» – машина хорошая, надежная, которая запускается в любой мороз. А потом пошли ее модифицированные версии – аквариумы или квадраты. Для пассажиров они комфортнее, свободнее, но с точки зрения устройства более капризны, плохо переносят перепады температур. Помню еще, как реорганизовывали маршрутную сеть седьмого трамвайного маршрута, прокладывая пути в районы новостроек – к Черёмушкам, на улицы Балтийскую и Попова. Это тоже было при мне. Не знаю, может, я рассуждаю как трамвайщик, но города без этого вида транспорта не представляю. У него и запах особый, и этот перестук колес. Ну романтика же!

Трамваи не просто перевозят людей, но еще и создают настроение и горожанам, и работающим на них бригадам. Особенно это заметно в предновогодней суете, когда кондукторы и водители по собственной инициативе наряжают салоны вагонов.

— Меня очень поразил звонок одной женщины, — с теплотой рассказывает Александр Осавитный. – Она представилась бывшей блокадницей и сказала: «Знаете, зашла сегодня в ваш трамвай и прямо разрыдалась». Я понять ничего не могу, спрашиваю, что случилось? Конфликт какой-то произошел? Говорит: «Нет. Я как в сказке побывала, давно такого душевного подъема у меня не было. Как хорошо украсили! Огромное вам спасибо».

С 1948 года городским электротранспортом было перевезено 8 млрд пассажиров, почти 40 млн из них – за девять месяцев текущего года. Сейчас на улицах столицы края ежедневно работают 148 трамваев и 51 троллейбус, которые обслуживают девять трамвайных и три троллейбусных маршрута.