23 и 24 ноября на сцене филармонии — премьера балета «Жар-птица» на музыку Стравинского

Ноябрь 02 13:40 2018

Несколько недель осталось до премьеры балета «Жар-птица» – постановки, которая обещает стать событием всероссийского масштаба.

Фото Натальи Катренко

Сегодня артисты ансамбля русского танца «Огоньки» с утра до вечера оттачивают сцены из будущего хореографического спектакля вместе с питерским хореографом Антоном Дорофеевым. За время второго приезда постановщика в Барнаул им предстоит многое успеть.

Эпоха модерна

В подобных проектах, поддержанных Министерством культуры РФ, краевая филармония уже участвовала. Достаточно вспомнить балеты «Конек-Горбунок» и «Петрушка», над постановкой которых работала приглашенный балетмейстер из Санкт-Петербурга Надежда Калинина. И вот спустя несколько лет ансамбль народного танца снова участник федеральной программы. Хореографический спектакль «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского – это еще одно событие не только для «Огоньков», но и для Антона Дорофеева, постановщика хоть и молодого, но уже достигшего в театральном мире определенной известности.

— Когда мне предложили стать участником этого проекта, я не смог отказаться, – говорит хореограф. – Музыка к «Жар-птице» давно была закачена в мой плеер, я ее периодически слушал, восхищался мощью одного из ранних произведений Стравинского.

В основе «Жар-птицы» – русские сказки о Кощее Бессмертном, Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке. Не случайно в своем сочинении композитор использовал так много народных мотивов. Оттого выбор «Огоньков» для исполнения хореографического спектакля выглядит весьма логичным.

— В этой музыке хоть и много народных звучаний, все же написана она в эпоху модерна, что я и попытался отразить в хореографии, — продолжает Антон Дорофеев. – В движениях танцовщиков присутствуют элементы современной хореографии, все же они имеют ориентальные черты, народные приметы. Чтобы воплотить задуманное на сцене, ломать артистов не приходится. Во-первых, потому что они уже имели опыт участия в подобных постановках, а во-вторых, бессмысленно за столь короткий срок лепить из народного ансамбля классический. Ребята и без этого на многое способны. По крайней мере, с задачами, которые я перед ними ставлю, они с успехом справляются.

Как и любой постановщик, Антон Дорофеев собирается привнести в сюжет балета свои мысли. Из-за этого, как признается он сам, ему пришлось немного видоизменить либретто. Безусловно, литературная основа постановки, созданная в начале прошлого века хореографом Михаилом Фокиным, соответствовала своему времени, однако сегодня эстетика той эпохи стала малопонятна современному зрителю. Поэтому хореограф решил сделать акцент на сюжетных линиях спектакля.

— В этом произведении очень ярко прописана тема темного царства, тема Кощея, – говорит балетмейстер. – Она здесь одна из самых мощных. Именно от нее идет движение к свету. И если оценивать сюжет философски, то в постановке говорится об эволюции человека, который в начале жизни совершает ошибки, испытывает внутренние терзания, а потом становится более открытым миру, принимает многое из того, что раньше отрицал. Если коротко, то этот спектакль о том, как человек идет к своей цели, движется к своей мечте, ищет любовь. А когда ее находит, то она становится важнее всего на свете.

Сказочное пространство

Сегодня репетиции будущего спектакля ведутся в интенсивном режиме. Артисты ансамбля оттачивают движения, важные сцены, репетируя ежедневно по восемь-девять часов. Все потому, что хореографу предстоит за свой второй приезд (первое посещение Барнаула в рамках проекта было, скорее, ознакомительным – Антон Дорофеев отбирал актеров, оценивал технические возможности зала и творческие способности труппы в целом) не только выстроить отдельные сцены, но и собрать весь спектакль, придать ему объем. На это ему отводится чуть больше двух недель.

— Этот спектакль довольно красочный, образный, – рассуждает постановщик. – Поэтому большое внимание мы уделяем декорациям и костюмам персонажей. В этом направлении я работаю совместно с художником-постановщиком из Санкт-Петербурга Екатериной Угленко. Связь с ней приходится поддерживать дистанционно, так как она занята еще в одном спектакле.

По условиям проекта постановщик уже на месте подбирает ткань для костюмов, занимается подготовкой и утверждением реквизита. На днях на сцене филармонии планируется установить декорации – мобильные конструкции, обеспечивающие перемещение персонажей из одного пространства в другое без использования кулис. После этого репетиции будут перенесены из хореографического зала на сцену.

— Самым красочным обещает стать костюм Жар-птицы, – отмечает хореограф. – Пока мы его тщательно продумываем, используем для воплощения наших идей разные варианты. Остальная часть костюмов практически готова.

Постановка «Жар-птицы» (6+) на алтайской сцене стала возможной благодаря федеральной целевой программе «Культура России», направленной на развитие культуры в регионах.