Светофор на перекрестке устанавливают по сложной формуле

Ноябрь 01 15:30 2018

Барнаульцы помнят светофоры, цвет сигналов которых в солнечный день с трудом различал даже человек с хорошим зрением. Сейчас на барнаульских перекрестках таких уже не осталось.

Светофор не помеха в движении, а помощник водителю и пешеходу.
Фото Андрея Чурилова

Современные светофоры, кроме яркого, внятного цвета, дают водителям и пешеходам дополнительную информацию в виде обратного отсчета времени, оставшегося до окончания или начала движения через перекресток, при необходимости подают звуковые сигналы, позволяют в автоматическом режиме регулировать интенсивность и скорость транспортных потоков на городских улицах и магистралях.

Коварство тихих перекрестков

С Виктором Панаховым, инженером-проектировщиком ООО «Транссвет», организации, занимающейся проектированием и установкой светофорных объектов в Барнауле, и Олегом Зайцевым, начальником участка автоматизированной системы управления дорожным движением МУП «Барнаулгорсвет», которое обслуживает светофоры, мы выехали на пересечение улиц 2-й Северо-Западной и Георгия Исакова. Здесь в перспективе планируется установить светофорный объект, и специалисты проводили рекогносцировку на местности.

Для установки светофора на том или ином перекрестке необходимо несколько условий. Одно из них – концентрация ДТП. Перекресток 2-й Северо-Западной и Георгия Исакова далеко не самый загруженный транспортом. И дорожно-транспортных происшествий здесь случается меньше, чем, например, на площади Октября или магистральных улицах.

Но в этом и кроется все коварство таких тихих перекрестков. На развязках, где плотный транспортный поток, скорости автомобилей невысокие, и большинство ДТП заканчиваются, как правило, поцарапанным или на худой конец разбитым бампером или помятым боком автомобиля. На тихих перекрестках участников дорожного движения гораздо меньше, но и скорость движения гораздо выше. Поэтому ДТП здесь происходят реже, но если происходят, то, как правило, с более тяжкими, а порой и с фатальными для участников последствиями.

До того, как установить на перекрестке светофор, проводятся изучение интенсивности движения на перекрестке, мониторинг транспортного потока. Еще совсем недавно, проанализировав его плотность по специальным формулам с применением «приведенной единицы» (время прохождения условным транспортным средством перекрестка), рассчитывался цикл работы светофора. В современных условиях специалисты в часы пик ведут видеосъемку, затем видеозапись загружается в компьютер.

Определяется количество автомобилей, следующих прямо, налево, направо, количество легковых и грузовых автомобилей, которые также подразделяются отдельно на малотоннажные, средние и крупнотоннажные, фиксируется количество автобусов по видам вместимости, и уже компьютер рассчитывает светофорный цикл. Но ни формулы, ни компьютеры не могут смоделировать реальную дорожную ситуацию, и окончательная доводка работы светофора проводится, можно сказать, вручную.

Снова специалисты наблюдают за транспортными потоками на перекрестке, фиксируют, в каком направлении при проезде перекрестка скапливаются автомобили, и, исходя из этого, корректируют цикл работы светофора.

Пешеходов нужно любить

Многие наслышаны об автоматической системе светофорного регулирования «зеленая волна», когда светофоры настроены таким образом, что, выехав на перекресток под зеленый сигнал светофора и двигаясь по улице, проспекту со средней скоростью 50-55 километров в час, вы теоретически все светофоры на участке «зеленой волны» будете проезжать на гостеприимный зеленый свет.

В Барнауле в дневное время на режим «зеленой волны» настроены светофорные объекты на проспекте Ленина, близко к режиму «зеленой волны» настроены светофорные объекты на улице Попова и ряде других магистралей, но, по словам Олега Зайцева, реализовать все преимущества автоматизированной системы не позволяет большое количество нерегулируемых пешеходных переходов на наших улицах.

Пропуская на них пешеходов, транспортный поток сбивается с необходимой скорости движения и теряет «зеленую волну». Но пешеходов надо любить. Они пока составляют большую часть человечества. А чтобы было удобнее и пешеходам, и водителям, необходимо оборудовать нерегулируемые пешеходные переходы светофорами, то есть и дальше развивать и совершенствовать техническую часть транспортной инфраструктуры города.

158 светофоров работают на улицах и перекрестках Барнаула. 125 светофорных объектов подключены к автоматизированной системе управления дорожным движением города.