Во Дворце творчества детей и молодежи можно увидеть транспорт нашего детства

Октябрь 29 15:28 2018

В канун Дня автомобилиста в Барнауле открыли необычную выставку. В экспозиции собрана детская педальная техника: от довоенных самокатов до мечты каждого советского мальчишки – модели «москвича».

Фото Ярослава Махначёва

Необычную коллекцию собрал педагог-организатор Алтайского краевого дворца творчества детей и молодежи Сергей Поспелов и его воспитанники из объединения «Автоклуб». Уже несколько лет Сергей Александрович с мальчишками и девчонками находит педальные машины, велосипеды и дает им вторую, а то и третью жизнь.

— Я не задавался целью собрать коллекцию, — говорит Сергей Поспелов. – Однажды внучке потребовался велосипед. На одном из пунктов приема металла я как раз нашел советский трехколесный велик, отреставрировал его, и она на нем прекрасно каталась. Потом так же попался старый трехколесный самокат.

Себя Поспелов называет частым гостем в пунктах приема металла – там он ищет запчасти для восстановления ретротехники. И однажды там он увидел «москвич» — тот самый, синий, двухместный, с педалями. Я о таком в раннем детстве мечтал, а вот у Сергея Александровича в его юные годы такой был. Несмотря на то что «москвич» был чуть ли не расплющен, Поспелов с учениками его восстановил, попутно научив ребят работать с железом, шпаклевать и красить.

Сейчас в его собрании около 20 единиц педальной техники. Сколько точно, он даже сам не знает, говорит, подсчитывать – плохая примета. И все в основном он либо нашел сам, либо из гаражей, с чердаков, огородов принесли для восстановления его друзья, родители учеников, да и просто неравнодушные барнаульцы, знающие увлечение Поспелова. Специально покупал он только две машины – «Неву» (модель «Чайки», выпускалась Львовским автобусным заводом в 1970-е годы) и «Орь». Последняя – одна из самых редких вещей в экспозиции. Производили ее в городе Орске, причем и продавалась она только там. Найти ее в «живом» состоянии сейчас очень сложно, так как автомобильчик пластмассовый и соответственно очень хрупкий. А вот «Радугу» в 1977-1982 годах делали на Челябинском кузнечно-прессовом заводе из хорошего металла, и этот уральский экземпляр с кожаным салоном получился тяжеленным.

Уникальных вещей здесь хватает. Есть, например, загадочное транспортное средство мини-карт МиКа, напоминающее пенек, на который надо было садиться, и трубу с педалями, которые нужно было крутить руками, одновременно они же были и рулем. Глядя на это чудо техники, я впервые понял, как именно выглядит бешеная табуретка.

Есть здесь и велосипеды «Олимпик», «Озорной ветерок», УД-2, и самокаты разных видов, и педальный мотороллер «Кроха», выпускавшийся в Казахстане – почти точная копия своего бензинового собрата «Вятка», и электромобиль новосибирского производства, между прочим, это вообще первый советский автомобиль с электродвигателем. Нашлось даже место любимой многими игрушке 1950-70-х годов коню педальному – это, конечно, не машина, но тоже транспортное средство. А в углу стоит коляска-трансформер «Мотылек», о которой, думаю, мечтали многие родители в 1970-е годы. Кстати, это один из самых дорогих экземпляров, в советские годы за такую коляску нужно было выложить 40 рублей, а стоимость педальных автомобилей была в районе 25-35 рублей, о чем гласит выштампованный на раме ценник.

Вообще, по этой экспозиции вполне можно изучать историю советского автопрома.

— Первыми педальными автомобилями были модели ЗИМов и КИМов, они выпускались еще до войны, – рассказывает Поспелов. – В 1930-е годы даже проводились многодневные детские пробеги на таких машинах. А уже в 1970-е те же детские «москвичи» выпускались в не меньшем количестве, чем автомобили для пап.

Сергей Александрович подчеркивает: эта экспозиция – не музейная коллекция, каждый экземпляр – боевая единица. Он со своими воспитанниками регулярно участвует в выставках, выезжает в районы края, где мальчишки и девчонки устраивают машинам беспощадный тест-драйв. Ну а воспитанники Поспелова именно на этих автомобилях получают первые навыки вождения.

Экспозицию во Дворце творчества детей и молодежи планируют сделать постоянной и показывать ее на организованных экскурсиях.

На сайтах объявлений немало предложений о продаже педальных автомобилей. Экземпляры под реставрацию (проще говоря, лежавшие в гаражах и других местах) ходовых моделей вроде «москвича» стоят 8-10 тысяч. Стоимость качественно отреставрированных автомобилей доходит до 40 тысяч. Редкие экземпляры могут стоить и под 200 тысяч. В России есть несколько серьезных реставраторов, специализирующихся именно на педальных автомобилях.