Под стук колес: почти 35 лет Ольга Волобуева водит трамвай

Октябрь 26 11:48 2018

С будущей профессией Ольга Волобуева определилась сразу после школьного выпускного – в 16 лет пошла на годичные курсы подготовки водителей трамвая. Отметив 18-летие, она устроилась на работу по специальности и с тех пор ни разу не пожалела о выборе.

Рабочий день Ольги Волобуевой начинается с 5 часов утра.
Фото предоставлено МУП «Горэлектротранс»

Не ошиблась с выбором

Вообще, водителем трамвая она становиться не собиралась. Но когда приехала троюродная сестра из Казахстана и записалась на курсы водителей трамвая, из любопытства отправилась следом за ней.

— Вот так случайно пришла в профессию и осталась в ней на всю жизнь, — немного смутившись, рассказывает Ольга Волобуева. – Тогда я попала в единственную экспериментальную группу, где мы учились не шесть месяцев, как все, а целый год, изучая и такие интересные для меня предметы, как эстетика и политэкономия.

Хотя такое решение было принято спонтанно, Ольга Волобуева допускает, что в какой-то мере повлиять на него мог и ее отец – опытный водитель ЗИЛа. Впоследствии он-то и стал главным оппонентом дочери в спорах о том, кто кому должен уступать дорогу.

— Я всегда с ним каталась – и маленькой была, и постарше стала, — вспоминает она. – Меня научил отец водить машину, позволял и грузовой порулить, и нашим «москвичем». Только вот на права я сдавать не пошла, тогда не задумывалась об этом. Теперь уж поздно. Да и нужды нет – муж водит. К тому же не тянет садиться за руль легковушки – привыкла ездить высоко на трамвае. Там обзор хороший.

Были времена

Ольга Волобуева – человек старой закалки, и по нраву ей не современные трамваи с ручным управлением, а желто-красные круглые вагончики и так называемые квадраты (именно так выглядят в анфас старые вагоны с наибольшей вместимостью) с педалями и ручником.

— Водить современные модели пробовала, но нога все равно ищет педаль тормоза. А переучиваться не стала, пусть уж лучше молодежь, — считает профессионал.

Как раз на таких трамвайчиках Ольга Викторовна и начинала свой профессиональный путь. Причем тогда, будучи совсем молоденькой хрупкой девушкой, она умудрялась вести сцепку сразу из трех вагонов, что молодому поколению даже представить-то сложно. А с увеличением их числа возрастала и ответственность, ведь водитель должен был контролировать не три двери, а целых девять!

— Раньше же было много заводов. Там работало столько народа, что еле-еле в салон втискивались. На самых многолюдных остановках даже дежурили аварийные бригады, помогали двери закрывать, всем же уехать нужно было.

Ольга Волобуева: «По-особому любимой улицы у меня в Барнауле нет. Больше всего нравится не конкретное место, а предновогоднее состояние города. Особенно вечером. Все в огнях – горит, мигает».

Свои прелести

Есть в профессии вагоноважатого много прекрасного. К примеру, из кабины хорошо видно, как на протяжении 30 лет менялись улочки и проспекты родного Барнаула, как он преображается в преддверии праздников.

— Он всегда по-особому хорош. Сейчас вот стал совсем другим: раньше все было стандартное, однотипное, а теперь сколько всего необычного появилось, — рассуждает Ольга. – Когда я только пришла, романтика была полнейшая – рассвет встретил, закат посмотрел. Сейчас это для меня уже обыденность, но работу свою я все равно люблю. Приятно людей довезти до работы, а потом увезти домой.

Передавая опыт

За свои почти 35 лет работы на предприятии Ольга Волобуева не только водила трамвай и возила пассажиров, но и воспитала не одного преемника.

— Инструктором я была, когда работала в первом трамвайном депо, это в 80-90-х годах было. Помню, тогда еще эксперимент ставили студентов политехнического института после занятий обучали, чтобы они летом смогли найти себе подработку. Кстати, мне и сейчас предлагают вновь перейти на работу наставника, наверное, попробую вернуться. Я свое уж на линии отработала, два года как на пенсии.

Когда приходит молодой сотрудник, его ставят на один из самых простых маршрутов – второй и десятый. Как только он освоится, докажет, что может хорошо работать, ему могут доверить более серьезный маршрут.

— Я постоянно говорила своим стажерам: «У тебя голова всегда должна на 360 градусов вертеться, все должен видеть. Потому что ты отвечаешь не только за себя – за пассажиров и тех, кто движется рядом с тобой».

В этом году портрет Ольги Волобуевой, водителя трамвая первого класса трамвайного депо № 3 МУП «Горэлектротранс», был занесен на городскую Доску почета.