Лечить туриста: маркетологи и доктора должны говорить на одном языке

Октябрь 26 13:58 2018

Сибирский международный форум по медицинскому и оздоровительному туризму собрал на своих площадках более 3 тысяч человек из Сибири, центральной части России, Казахстана и Латвии.

Спортсмены сборных команд России, в частности, по сноуборду, уже оценили санатории Алтая, теперь дело за туристами.
Фото Ярослава Махначёва

Формированию медицинского туристского продукта, защите прав пациентов, рынку услуг в косметологии было посвящено несколько площадок форума, проходившего в Барнауле.

Потенциал двух сфер

Более 20 экспертов приняли участие в обсуждении перспектив оздоровительного и медицинского туризма в Барнауле. По общему мнению, Алтайский край с развитой системой санаторно-курортного лечения и уникальными природными ресурсами является перспективным направлением для медицинского и оздоровительного туризма. Но это пока лишь на словах.

Не только нашему региону, России в целом следует немало поработать в отношении развития данного сегмента рынка. По официальным данным, наша страна занимает 34-е место из 41 в международном индексе медицинского туризма. Пока иностранцы если и едут в Россию за медицинскими услугами, то преимущественно в Москву.

Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? По словам врио заместителя начальника управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу Елены Евсюковой, в регионе за последние годы сделаны серьезные шаги в развитии медицины. Но все они в основном касаются укрепления базы медицинских учреждений. Создан крупнейший медицинский кластер, выстроена система помощи в сосудистой хирургии, медуслуг онкологического, кардиологического, травматологического профилей. Открылся современный перинатальный центр «ДАР». В ближайшее время откроется новый ПЭТ-центр, который повысит уровень диагностики в онкологии.

— Мы способны не только удовлетворить потребности населения края в необходимых медицинских услугах, но и готовы принимать медицинских туристов из соседних регионов и стран, – уверена Елена Евсюкова. – Проблема в том, что пока туризм и медицина развиваются параллельно. Наша задача – объединить потенциал двух сфер.

По мнению Сергея Хитрова, главы группы «РосБизнесКонсалтинг. Исследования рынков» (Москва), рынок медицинских услуг – одно из немногих направлений российской экономики, демонстрирующее небольшой, но стабильный рост. На фоне снижения общего потребления (к примеру, спрос на одежду, обувь, продукты питания в стране снизился на 30%) россияне продолжают обращаться в частные медицинские клиники и даже готовы выехать за качественной услугой за пределы региона. С другой стороны, в два раза сократилась доля туристов, обращающихся за лечением за границу, что сыграло в пользу въездного оздоровительного туризма. Вместе с тем падение курса рубля привело к притоку иностранных медицинских туристов в страну.

На понятном языке

Но, по мнению экспертов, чтобы привлечь медицинского туриста, недостаточно мощной клинической базы и низкой стоимости услуг. Надежда Федулова, руководитель Агентства медицинского консалтинга D-Zerts, указала на главные проблемы медицинских центров – бизнес-процессы не выстроены в клиниках должным образом, учреждения не осознают значение многих ключевых фигур, участвующих в продаже услуг.

— Медицинский бизнес развивается как лечебно-профилактическое учреждение: оказывается помощь, предоставляются услуги, но это не бизнес-система, – пояснила спикер. – Руководителю учреждения необходимо понимать, где бизнес теряет деньги, за счет чего можно расти, очень важно встроить в командную работу маркетологов и врачей. Не ведется работа с персоналом. Обзвон ведущих санаториев страны показал, что сотрудники на ресепшене не знают спектра услуг санатория. На наши вопросы предлагали приехать и проконсультироваться с врачом. Пациент, получивший подобный ответ, потерян для санатория.

На отсутствие связи между маркетологом и медицинским специалистом указывали многие участники обсуждений. Медицинские работники и маркетологи порой говорят на разных языках, как следствие, готовый продукт представлен на не вполне понятном большинству людей языке. А понятное описание продукта, желательно на нескольких языках, одно из ключевых звеньев привлечения иностранного туриста. Необходимо учитывать и транспортную составляющую.

По словам руководителя Центра организации санаторного дела ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России (Москва) Павла Тоца, существуют рекомендации в области медицинского туризма – клиент не должен добираться до места лечения более восьми часов. В случае Алтайского края стоит посмотреть в сторону Казахстана, Китая.

Наиболее популярными медицинскими услугами среди туристов на Алтае являются косметология, стоматология и пластическая хирургия.