Барнаульский камнерез Александр Тетенов стал народным мастером

Октябрь 26 14:11 2018

В октябре трем умельцам Алтайского края было присвоено звание «Народный мастер». Один из них – камнерез Александр Тетенов. В прошлом мастер работал на Колыванском камнерезном заводе, а несколько лет назад перебрался в Барнаул, где стал тесно сотрудничать с музеем «Мир камня».

Фото Натальи Катренко

Авторский труд

Александр Тетенов – второй по счету камнерез в Алтайском крае, получивший почетное звание «Народный мастер». Вместе с первым признанным мастером Александром Ковацким (тоже, кстати, камнерезом, работающим в мастерской музея «Мир камня») он разрушил всеобщее представление об этой профессии как вымирающей.

Сегодня в алтайском камнерезном деле наберется с десяток имен мастеров с большой буквы. В их числе и Александр Валерьевич – человек хоть и весьма скромный, но очень деятельный. Не случайно его называют одним из самых плодовитых камнерезов Алтая, в том числе он принимал участие в создании известных в регионе изделий из камня, украсивших в Барнауле Нулевой километр и фойе Театра драмы, где представлено панно «Моховое озеро» – образец флорентийской мозаики.

— Сам я родом из Ростовской области, – сообщает Александр Тетенов. – Камнерезным искусством увлекся после переезда на Алтай, в поселок Колывань. Здесь я освоил различные виды обработки камня, в том числе и флорентийскую мозаику, требующую филигранного мастерства, вкуса и умения чувствовать материал, его природу. Много мне доводилось работать с алтайскими самоцветами – яшмой, порфирами, нефритом, лазуритом, горным хрусталем, халцедоном, сердоликом. Но все же к моим любимым камням относится белорецкий кварцит, к которому, как мне кажется, я знаю подход.

Знакомство Александра Тетенова с директором музея «Мир камня» Сергеем Бергером случилось заочно. Однажды Сергею Иосифовичу попал в руки каталог изделий Колыванского камнерезного завода, где его поразила ваза из порфира под названием «Цветок Коргона» – работа явно авторская, но фамилия мастера под ней почему-то не была указана.

— Когда Александр стал работать при музее, я вспомнил ту его работу из каталога и решил, что обязательно раскрою его индивидуальность, – рассказал Сергей Бергер. – И его почерк довольно быстро определился. Александру оказалось интересно делать из камня работы, приближенные к природе, отражающие ее красоту так, что от подлинника не отличишь. Взять, к примеру, подснежники – нежнейшие цветы, которые мастеру удалось сделать бархатистыми, дышащими, словно живыми.

Признаться, этой натуралистичности Александр добился не сразу. Поначалу мы подвергали камень белоречит шлифовке, полировке – получались лишь мертвые стекляшки, леденцы. И камнерез стал экспериментировать. В итоге он начал проделывать все то же самое, только после процесса полировки стал от нее намеренно избавляться. Это придало живость, естественность камню.

По ту сторону рамы

Потом камнерез эту же технологию стал использовать при изготовлении других цветов, ягод и фруктов. А однажды, услышав, как старший напарник заявил, что в камне можно сделать все, кроме воды и огня, решил с этим утверждением поспорить и смастерил один из своих шедевров – полотно Айвазовского в объеме, как сейчас бы сказали, в 3D. Теперь вот камнерез ищет способы отразить в камне огненную стихию.

Сегодня большая часть работ хранится в частных коллекциях (говорят, они есть даже у Президента РФ, а также у Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). И как только мастеру удалось выработать свой собственный стиль, его работы тут же стали узнаваемыми и, конечно же, востребованными. За годы сотрудничества с музеем «Мир камня» мастер изготовил не один десяток изделий. Не случайно именно ему было доверено исполнить в камне книгу, украшенную веткой калины, с портретом Василия Шукшина, сделанную специально к 85-летию со дня рождения нашего знаменитого земляка.

По словам Сергея Бергера, главная ценность Александра как мастера в том, что он стремится попробовать себя во всех направлениях камнерезного искусства. И осуществлять все эти эксперименты позволяет ему невероятная техническая грамотность и целеустремленность, склонность к длительному кропотливому труду. Со временем Александр Валерьевич возглавил камнерезную мастерскую музея «Мир камня», расположенную на базе Алтайского политехнического техникума. А его имя постепенно становится все более известным в кругах камнерезов не только нашей страны.

Александр Тетенов: «На изготовление каждой работы требуется немало времени. Все зависит от степени сложности изделия и технологии работы с тем или иным камнем».