Барнаул стал 14-м по счету городом на пути Московского симфонического оркестра

Октябрь 26 14:22 2018

В ожидании легендарного коллектива – Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана — Барнаул повел себя как настоящий город-меломан: билеты были раскуплены еще за месяц до концерта.

Барнаульской публике легендарный оркестр представил программу, состоящую из вальсов и полонезов.
Фото Михаила Михайлова

Звучит по-московски

Этот уникальный гастрольный тур, задуманный оркестром в честь своего 75-летия при поддержке Министерства культуры РФ, охватывает 20 городов России. Барнаул оказался примерно посередине музыкального маршрута, протянувшегося через всю страну с Запада на Восток.

— На гастроли поехал практически полный состав оркестра – 102 человека, ездим на специальных автобусах, за которыми следует несколько фур с музыкальными инструментами и техническим оснащением, — пояснил директор Московского симфонического оркестра Всеволод Положенцев.

Однако на сцену Алтайской краевой филармонии вышел не весь состав коллектива – для того чтобы оркестр вошел на нашу сцену, его пришлось немного урезать. Но руководитель заверил – звучать коллектив будет точно так же, как и на московской сцене.

Два десятка городов музыкантам предстоит объехать за 36 дней – причем вся логистика тура и организационные вопросы продумывались на протяжении трех лет. Как признается директор коллектива, плотность запланированных выступлений настолько высока, что оркестру пришлось назначать в российских городах свои даты концертов, порой не считаясь с местными афишами. Иначе уложиться в задуманный срок не получилось бы.

Сам маэстро, народный артист России Павел Коган, в Барнауле уже бывал еще до своего дирижерского этапа в жизни (он выступал как скрипач до того, как возглавил оркестр в 1989 году).

— Отрадно, что наш оркестр благодаря Интернету и телевизионным передачам знают люди, живущие далеко от Москвы, – говорит маэстро. – Судя по переаншлагам в концертных залах, где нам доводится выступать, настоящих ценителей классической музыки в нашей стране довольно много.

По словам Павла Когана, в последнее время интерес к классической музыке заметно вырос. По крайней мере, после затишья 1990-х востребованность в качественном исполнении снова стала ощущаться. Сегодня формируется особая аудитория, которая не только разбирается в образцах музыкального искусства, но и может отличить уровень игры, оценить виртуозность.

Высший класс

Специально для своего 36-дневного гастрольного тура Павел Коган подготовил две программы. Первая посвящена западноевропейской музыке и ее ярким представителям – Бетховену и Брамсу, вторая программа «Русские композиторы: вальсы и полонезы» включает в себя произведения Михаила Глинки, Николая Рубинштейна, Александра Глазунова, Николая Римского-Корсакова и Петра Чайковского. Ее-то и представил оркестр на сцене краевой филармонии.

— Эти вальсы и полонезы всем хорошо известны, они звучат в спектаклях, операх, балетах, — рассказал Павел Коган. — Описания этих танцев запечатлены на страницах сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого… Для композиторов же русской школы полонез и особенно вальс были не столько танцевальными формами, сколько пьесами, на которые они проецировали собственные сокровенные чувства и переживания.

Своей главной задачей, которая, кстати, легла и в основу тура, маэстро Коган считает пополнение музыкальной аудитории молодыми слушателями. Для этого оркестр постоянно проводит открытые репетиции, на которых может побывать любой желающий, участвует в просветительских проектах. Не случайно именно Павел Коган является послом Года добровольца в Российской Федерации. Данный тур тоже можно считать чем-то вроде музыкального волонтерства.

Барнаул эту миссию оркестра принял с распростертыми объятиями. Зал был полон, а перед входом люди спрашивали лишний билет. И оркестр действительно показал барнаульской публике высший класс.

Он звучал не просто удивительно слаженно и музыкально насыщенно, а задорно, бодро, живо. Каждый музыкант (а наблюдать было интересно за всеми, будь то скрипач, тромбонист или представитель группы ударных) был самоценен, и он же являлся частью большого организма, его важным компонентом. И это чувствовалось, а главное — слышалось.

Говорят, на репетициях маэстро Коган бывает очень строг, но со стороны казалось, что все музыканты – не иначе как большие друзья, единомышленники. Они словно испытывали огромную заинтересованность в том, что делают, пропускали через себя каждый звук, осмысливали его. Это действительно было невероятно – столь длительных рукоплесканий филармония давно не знавала. Не случайно у оркестра так много почитателей во всем мире, их явно прибавилось и в Барнауле.

Павел Коган: «Средний возраст музыкантов нашего оркестра составляет 35 лет – это люди, которые погружены в музыку с самого детства, начиная с пяти-шести лет. Все наши музыканты получили блестящее образование, и сегодня они являются настоящими артистами с большим исполнительским опытом».