В АКЗС прошел круглый стол по проблемам правового регулирования вопросов организации местного самоуправления

Октябрь 24 14:06 2018

Мероприятие было приурочено к 15-летию Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Парламентский центр Алтайского края.
Фото Дмитрия Черских

Участие в дискуссии приняли депутаты краевого парламента, представители Правительства Алтайского края, вузов и общественных организаций, руководители муниципальных образований.

Достоинства и недоработки

Председатель комитета АКЗС по местному самоуправлению Борис Трофимов напомнил, что в 2003 году депутаты края активно участвовали в разработке Федерального закона № 131-ФЗ, предложив федеральным законодателям 14 аргументированных законодательных инициатив. Большая их часть позже нашла отражение в Законе в виде поправок.

— Сегодня мы не ставим задачу подвергнуть глубокому анализу состояние местного самоуправления в регионе. Нужно объективно оценить достоинства и недоработки базового Закона и внести конкретные предложения по улучшению отдельных его статей, — отметил председатель комитета АКЗС по местному самоуправлению Борис Трофимов.

Участники дискуссии обсудили проблемы, которые сегодня актуальны для местного самоуправления, в том числе развитие института сельских старост, которых в Алтайском крае всего 361 человек. Было предложено разработать систему их материального стимулирования, предусмотрев на это средства в краевом бюджете.

— В одной из первых редакций Закона в черте городского округа запрещалось размещать поселки городского типа или рабочие поселки, в Барнауле их было четыре. Мы использовали право законодательной инициативы и внесли изменения, хотя удалось оставить только два рабочих поселка – Южный и Новосиликатный, два других были трансформированы, — обратилась к участникам мероприятия доцент кафедры региональной экономики и управления Международного института экономики, менеджмента и информационных систем АлтГУ Валентина Лякишева. – Еще одна трудность – это запрет на депутатскую деятельность руководителей муниципальных учреждений. На тот момент в БГД из 24 депутатов таких было 14. Именно поэтому с Законом работать трудно: каждый год в него вносится не менее десяти поправок. Но без него дальнейшего роста активности власти и населения мы не получим.

Где приложить силы

Часть рекомендаций участников круглого стола носила законотворческий характер. Например, предложено разработать и внести на рассмотрение АКЗС проект закона о закреплении за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения, прежде всего организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Участники круглого стола высказались за то, чтобы проекты законов Алтайского края по вопросам организации местного самоуправления первоначально принимались только в первом чтении, а затем направлялись в органы местного самоуправления для подготовки замечаний и предложений.

Органам местного самоуправления края эксперты рекомендовали расширить свое участие в проекте поддержки местных инициатив, который успешно реализуется в Алтайском крае второй год. Это поможет муниципалитетам решить часть проблем, связанных с благоустройством территорий. Только в 2018 году краевая конкурсная комиссия рассмотрела 231 заявку от 50 муниципальных районов и трех городских округов региона. Поддержку получили 165 заявок на общую сумму 162,8 млн руб.

Эксперты отметили необходимость привести правила благоустройства территорий муниципалитетов в соответствие с федеральным и краевым законодательством, а также активизировать участие в законотворческой деятельности. Депутаты на местах должны высказывать свои предложения и вносить поправки в краевые законопроекты, принятые АКЗС в первом чтении и затрагивающие вопросы ведения органов местного самоуправления.

В Алтайском крае 1503 населенных пункта, вопросы их жизнедеятельности решают органы местного самоуправления в лице поселковых, сельских, районных и городских администраций.