Кто привозит в Барнаул звезд, что за этим стоит и сколько это стоит?

Октябрь 19 14:21 2018

В Барнауле начался осенний гастрольный сезон. Афиши пестрят именами известных певцов, групп, актеров. Мы идем на концерт, но мало кто подозревает, что стоит за организацией этого яркого вечера.

Костюмы, декорации и оборудование к концертам могут занимать несколько фур.
Фото Ярослава Махначёва

На четверых

На гастрольном рынке краевой столицы – четыре игрока. Самый крупный и опытный из них – концертно-театральное агентство «Лига-Арт», именно они привозят в Барнаул львиную долю концертов и спектаклей. У трех остальных, «ТриГрупп», «Сибирь-концерт» и GrandConcert, объемы примерно равные.

На сцену каждая из компаний шла своей дорогой. Основатель «Лиги-Арт» Ирина Лаптева долгое время работала администратором Театра музкомедии и именно там организовывала первые приезды звезд. В «Лиге-Арт» начинал работу и директор GrandConcert Артём Ушатов, который потом стал заниматься этим самостоятельно. Руководители «Сибирь-концерта» изначально хотели быть региональными представителями билетной сети, а «ТриГрупп» выросло из желания трех парней привезти в Барнаул тех, кого сами любили слушать.

Работа с артистом строится по-разному. Есть те, у кого фиксированный гонорар. Кто-то выступает «на кассу» – дает организаторам определенный процент от выручки с концерта, остальное – себе. В зависимости от типа концерта и строится работа по выбору зала.

— Например, гонорар артиста – два миллиона рублей. Его нужно выплатить. Добавьте к этому аренду зала, оборудование, расходы на райдер, перелеты. Артист может и в Театре драмы выступить, но тогда билеты будут очень дорогие и желающих найдется немного. Поэтому на дорогих артистов, как правило, бронируются большие площадки, – рассказывает директор «Сибирь-концерта» Ольга Хлыновских.

Выход на рынок

Очень часто администрация артиста на местах работает с одними и теми же компаниями. «Лига-Арт» уже несколько лет привозит Кристину Орбакайте, Сергея Трофимова, ДиДюЛю и многих других. «Сибирь-концерт» сотрудничает с «Любэ», «ТриГрупп» дружит с рокерами – «Кукрыниксами», Андреем Князевым и так далее.

— Поначалу мы сами искали, кого везти, – рассказывает директор «Лиги-Арт» Игорь Лаптев. – Сейчас уже у нас от предложений отбоя нет. Вот шоу «Песни» на ТНТ только закончилось, они поехали в тур, прокатчик звонит и спрашивает, можем ли мы провести концерт в Барнауле и других городах – мы проводим. При этом регулярно делаем опросы, кого бы хотели увидеть барнаульцы.

Примерно так же работают и другие, правда, с небольшой поправкой: выходили они на уже занятый рынок, поэтому приходилось адаптироваться.

— Когда начинали работать, ориентировались на свой вкус. К тому же многие звезды уже много лет работали с нашими коллегами, нам не хотелось излишне конкурировать и тем самым создавать повышенный спрос на артиста, поэтому мы привозили тех, кто еще не был охвачен, – вспоминает Игорь Хромов, директор «ТриГрупп».

К чему привыкли

При заключении договора администрация артиста высылает принимающей стороне два райдера: технический и бытовой. В первом содержатся требования к оборудованию площадки, звуку, свету и другим техническим моментам, во втором – все, что связано с бытовыми вопросами, начиная от перелета артиста, транспорта в городе и заканчивая охраной и сервировкой стола в гримерке и многим другим.

— Ответственно надо подходить ко всему, – уверен Игорь Лаптев. – Но технический мы отдаем на исполнение барнаульским компаниям, занимающимся сценическим оборудованием. Они надежные, и у нас голова не болит. Уже сами с техниками артиста связываются, если нужно что-то обсудить.

Сложные технические райдеры бывают, как правило, у представителей рок-сцены: Лаптев сразу вспоминает «Би-2», Земфиру во время ее последнего приезда в Барнаул («По тем временам был просто «космос», – отмечает Игорь), Хромов – группу «Кипелов». Хотя и поп-артисты сложностями могут удивить – например, неожиданно объемный техрайдер оказался у Елены Темниковой.

С бытовым райдером организаторы разбираются сами. В целом требования в них схожие, хотя иногда бывают и сюрпризы. Ольга Хлыновских вспоминает, как Виктору Королёву, жившему в небольшой гостинице, в номере требовалась очень высокая температура, потому что он мерзнет. Помещение заранее прогревали четырьмя масляными радиаторами.

— У Софии Ротару есть требование – продукты в обязательном порядке только деревенские, натуральные. Специально ездили в село, покупали там молоко, яйца, – рассказывает Игорь Лаптев.

А Игорь Хромов однажды столкнулся с совсем уж необычным пожеланием:

— Читаю райдер одного артиста, ближе к концу строчка: «В гримерке должны быть два ослика-мулата». Сначала смеялись, потом задумались, потом связались с директором, тот отвечает: раз дошли до этой строчки, значит, все в порядке – райдер прочитали.

Наплевательское отношение к требованиям – то, чем порой грешат недобросовестные прокатчики. Отсюда потом и проблемы, и легенды о скандальности звезд.

— В райдерах нет ничего необычного. Каждый артист просит то, к чему он привык. Для кого-то гостиничный номер из трех-четырех комнат – это дикость, а для меня норма, потому что я понимаю, что артист привык жить в таких условиях дома. И чтобы настроение не отражалось на рабочем процессе и творчестве, лучше все эти условия выполнить, – говорит Артём Ушатов.

Солидарен с этим и Игорь Лаптев:

— Все артисты адекватные и нормальные. Просто если будет наплевательское отношение к ним, то и они ответят тем же. А иногда можно и перевыполнить райдер, сделать гостю приятное. Однажды мы так удивили Ирину Аллегрову. У нас же нельзя в аэропорту выезжать машинам к трапу. Но нам удалось договориться, и подогнали самолет, на котором она прилетела, так, чтобы сразу оказалась у бизнес-входа. Певица потом долго смеялась и удивлялась смекалке организаторов.

По цене квартиры

Любой бизнес предполагает прибыль. Барнаульские организаторы не отрицают: доход есть, хотя работа с артистами – дело очень рискованное. На отдельном концерте можно заработать очень хорошо, можно прогореть, причем зачастую все это непредсказуемо.

— С молодой певицей мы ушли в большой минус, хотя она востребованная. А однажды привозили шоу, которое только набирало обороты, особо ни на что не рассчитывали, а народ пошел на него очень хорошо, – рассказывает Ольга Хлыновских. – Рисков много. Произошел пожар в Кемерове в «Зимней вишне» – многие концерты в России отменили. На те, что состоялись, люди пошли хуже. Порой даже за рубежом произойдет теракт – а у нас люди начинают бояться на концерт идти.

Сейчас организаторы попали в сложную ситуацию из-за закрытия Дворца спорта. В спешном порядке пришлось переносить концерт Ани Лорак из него в ДК моторостроителей. Такая же судьба и у выступления Сергея Лазарева 13 ноября. Как говорят прокатчики, если дворец не откроют, Барнаул вообще может не увидеть многих артистов, которые на меньшей площадке выступать просто не будут.

Игорь Хромов вспоминает: как-то провели концерт, убытки от которого пришлось окупать другими мероприятиями больше года. В итоге к организации концертов в «ТриГрупп» решили подходить почти с научной точки зрения: на компьютере ведут мониторинг артиста, где и как он выступает, с какой аудиторией, потом делают выводы.

Барнаул вообще считают непредсказуемым городом: кто-то связывает это с более низкой по сравнению с соседними городами покупательской способностью, кто-то – с неожиданными вкусовыми предпочтениями горожан. Во многом из-за этого барнаульские прокатчики работают не только в родном городе, но и в других: где-то будет полный зал, где-то нет, а в целом больше шансов остаться в прибыли.

— Зачастую дело это убыточное и финансово, и уж точно морально. Бывает, в разгар сезона в ночь нам надо одних проводить, других встретить, разместить, а параллельно у тебя еще мероприятия в другом городе, – отмечает Игорь Лаптев. – Наш самый большой минус – несостоявшийся концерт Дмитрия Хворостовского много лет назад. Мы были агентами, непосредственно организацией занимались другие. Они провернули хитрую схему, в результате Хворостовский не приехал, а почти все билеты, стоимость которых доходила до 10-12 тыс. руб., были проданы, нам пришлось возвращать деньги людям. Кому-то кажется, что в этом деле ничего сложного: сейчас договорюсь, привезу артиста, пообщаюсь с ним да еще и денег заработаю. Так не бывает. Знаю в Барнауле девушку, фанатку «Агаты Кристи», которая взялась проводить прощальный тур любимой группы, причем по нескольким городам. Оказалась должна всем, кому можно. Бывает, люди квартиры продают, в долги влезают.

Работать можно

И все же со стороны это кажется работой мечты: привез любимого артиста, познакомился с ним, все-таки заработал. На самом деле порой и послушать песни у организаторов-то времени нет.

— Когда только начинали, делали все сами, а потом сидели с артистами в гримерке или где-нибудь на банкете. Учитывая, что возили рокеров, было много треша, угара, – рассказывает Игорь Хромов. – Сейчас лично мне интересно другое: выстроить систему, чтобы и без меня работала. Бывает, что я даже не на площадке, а моя команда, которой очень дорожу, все круто сделает и без меня. Общаются ли артисты? Я сам вижу, в настроении они или нет. Совместными фотографиями с ними я уже переболел. Кстати, скажу, что артисты, как правило, удивляют в лучшую сторону. Весной привозили Макса Коржа: везде полные залы, думали, приедет звезда. А оказался простой парень, в баню нас с собой позвал.

Ольга Хлыновских признается: иногда со стороны кто-то смотрит и спрашивает, как ты занимаешься всем этим? Но она уверена: работа интересная и менять ее не хочет.

— Надо относиться к делу ответственно. Выполнять требования, не быть назойливым, если у человека плохое настроение. Тогда и к принимающей стороне будут относиться уважительно и в следующий приезд обязательно поработают с тобой, – убежден Игорь Лаптев.

Барнаульские прокатчики проводят не только кассовые концерты, но и привозят звезд на городские праздники, а также на корпоративы и банкеты. Так, летом в Барнауле прошла свадьба, на которую «Лига-Арт» привозила для выступления Александра Серова и Доминика Джокера, а вел торжество Дмитрий Нагиев.