Пётр Григорян о преимуществах и недостатках франчайзинга и о молодых предпринимательских порывах

Октябрь 11 15:11 2018

Главной бизнес-тенденцией, захлестнувшей страну в последние годы, несомненно, является франчайзинг. Если прежде было принято развивать дело с нуля, то сегодня предприниматели все чаще покупают франшизу у раскрученной компании, то есть подключаются к налаженной бизнес-схеме, открывают свой филиал, пользуются тем же товарным знаком и инструментарием. Одним из пионеров в этом бизнесе стал барнаулец Пётр Григорян, работающий над своим проектом «Корпорация франчайзинга» в стенах Алтайского центра бизнес-инкубирования.

Одна из успешных франшиз в Барнауле – студия тренировок My BodyTec. В ней проходил подготовку к сезону барьерист Сергей Шубенков.
Фото Ярослава Махначёва

Повторяй и властвуй

— Пётр, какими были ваши первые шаги в этом бизнесе?

— После университета искал работу. Чем только не занимался. Даже пел в кафе и ресторанах. Однажды мне позвонил школьный товарищ и попросил помочь с проектом – создать виртуальный путеводитель по заведениям: гостиницам, клубам, спортзалам, чтобы у посетителей заранее складывалось правдивое представление, куда они идут. Так родился проект «На все 360». Начали раскручивать, и в итоге продали франшиз в 94 города. Но наделали при этом очень много ошибок. Идея была классной, но не проработанной до конца, зато опыт получили колоссальный. После чего я погрузился в тему франчайзинга.

— Вы выступаете связующим звеном между раскрученными компаниями и начинающими предпринимателями.

— Необязательно начинающими, но суть верна. Ищу интересные и успешные бизнес-проекты, которые выделяются на рынке. При этом бизнес должен быть, во-первых, прибыльным, во-вторых, простым. Настолько, что другому человеку было бы несложно его скопировать. Есть суперуспешные проекты, но запускать их сложно. Еще один важный критерий – владелец компании должен быть заинтересован в развитии продукта. Чтобы все не закончилось послезавтра. Если предприниматель нацелен только на заработок, то это, как показывает практика, не приводит ни к чему. Если методично развивает продукт, живет им – это один из залогов успеха.

— Почему к франчайзингу такой ажиотаж? В чем здесь плюсы?

— Бизнес, в особенности для начинающих предпринимателей, – эксперимент. Затраченное при этом время может исчисляться годами. Но сколько проектов в конечном итоге становятся успешными? Из десяти – два. Франчайзинг – способ нарушить эту статистику, в хорошем смысле. Не нужно ничего выдумывать, тестировать. Берется готовая рабочая модель с инструкцией, а главное, инструментарий. Например, если у оригинальной компании уже есть проработанный сайт в одном городе, просто открывается его подраздел в другом. В идеале франшиза – точная копия оригинала, но для этого должен повторяться каждый бизнес-процесс.

— А минусы?

— Тема действительно очень привлекательная, и зачастую, с одной стороны, появляются те, кто жаждет «волшебной таблетки», а с другой – спекулянты, которые ее обещают. И они находят друг друга на этом поле чудес. Первые теряют деньги, вторые сначала зарабатывают, потом все равно теряют, потому что не работают над продуктом.

Совершенство в простоте

— По линии франчайзинга в Барнауле вы изучили весь мыслимый бизнес. Какие лучшие практики встречали?

— Одна из них – франшиза My BodyTec (студия индивидуальных тренировок с воздействием на мышцы устройствами, посылающими электрические сигналы. – Прим. авт.). На ней я обкатывал свою деятельность по упаковке франшиз, масштабируя проект по всей стране. Развивая ее, понял: все классно, но далеко не просто. Казалась бы, персонал всего четыре человека, площади в сравнении с обычными тренажерными залами небольшие. Но это бизнес, которым нужно действительно жить, по-настоящему интересоваться фитнесом. В поиске более доступного я вышел на проект автомоек самообслуживания «Гейзер». Проще пока не встречал. Найм людей не нужен. Минимум функций, вложений и трудозатрат, соответственно издержек. Если говорить о сторонних кейсах, «Грильница» классно развивает свою франшизу. Но это, конечно, не так просто и не так дешево.

— Если подумать, ваш проект «Корпорация франчайзинга» тоже прост, в том смысле, что на его создание не потребовалось никаких инвестиций. Ими стали только ваши знания и опыт?

— Все верно. Но сегодня возможность инвестиций я не отрицаю. Хотя прежде, когда мы развивали «На все 360», отметал. В свое время мы отказывались от предложения продать 51% акций проекта за 20 млн руб. Зря. Это была одна из ключевых ошибок. Мы поняли это позже, но тогда мотивы были совершенно другие. Мы хотели сделать нечто, чего прежде никто не делал.

Пётр Григорян: «Я веду бесплатные бизнес-тренинги. Этим как минимум расширяю информационное поле. Мне интересно влиять на людей и видеть результаты. В моей непосредственной работе это необходимо».