Уроки технологии в барнаульских школах эволюционируют

Октябрь 08 09:56 2018

На смену привычным фартукам приходят модные платья и куклы ручной работы. Зачем школьникам труд и что изучают на уроках технологии в XXI веке, узнали корреспонденты «Вечёрки», побывав в школе № 48.

Ольга Фёдоровна со своими пятиклассницами готова создавать новые шедевры.
Фото Андрея Чурилова

Своими руками

Пятиклассницы шумно вбегают в кабинет технологии, здороваясь с учителем, весело рассаживаются по своим местам.

– Этот предмет мне больше всего нравится, здесь все интересное такое, – говорит Катерина, школьница. – Хочется что-нибудь сшить для себя или приготовить какое-то блюдо, я знаю, на уроках технологии все девочки учатся быть хозяюшками.

– Моя старшая сестра в седьмом классе сшила себе юбку и носила ее все лето, я тоже хочу, – добавляет другая ученица, Ирина.

Дисциплина «технология» сопровождает учеников практически всю школьную жизнь, с первого по одиннадцатый классы. В начальной школе дети лепят из пластилина, делают оригами и аппликации. С пятого класса «труд» превращается в «технологию», которая направлена не столько на рукоделие, сколько на освоение передовых навыков современного быта. Как правило, в средней школе мальчишки уходят работать в мастерские, девчонки изучают кулинарное искусство и рукоделие.

В школе № 48 вот уже более 30 лет бессменным педагогом по труду является Ольга Речкова. Уникальная женщина, из-под руки которой с легкостью выходят оригинальные куклы-обереги, яркие модные платья и поделки из бисера.

– Учителя технологии – это штучный товар в любой школе, это и портной, и закройщик, и декоратор, – с улыбкой замечает Ольга Фёдоровна. – Помимо учебных занятий с девочками, я могу занавес для актового зала сшить или выставку цветов украсить. Знаете, как в известном стихотворении: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота». Кроме традиционной программы, а мы находимся в школе и обязаны выполнять образовательный стандарт, согласно которому на занятиях постигаем основы кройки и шитья, кулинарии, ухода за одеждой и помещением, за рамками учебной деятельности я веду курс «Незабытые ремесла». В школе существует традиция – проведение летних культурологических экспедиций, во время которых осваиваем декоративное творчество: вышивка, бисероплетение, вязание, лоскутное шитье, валяние из шерсти. Очень много талантливых учениц проявляет себя именно вне уроков, ведь иногда и им нужна свобода, творческая свобода, конечно же. Ведь все устают от шаблонности и рамок.

Ольга Фёдоровна бережно снимает с полки тряпичных куколок, на каждой элегантное платье.

– Этих красоток сделали девочки сами, – продолжает педагог. – Народные куклы выполнены из остатков разной ткани. Когда ученики осознают пользу того, что делают, они стремятся к знаниям и хотят мастерить еще и еще. Подтверждением тому служат победы и призовые места, которые девочки ежегодно занимают на различных конкурсах и выставках.

Раскрывая талант

Кстати, учащиеся 48-й, как и других барнаульских школ, каждый год принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников именно по технологии и зачастую доходят до заключительного этапа.

– С современными детьми работать намного интереснее, чем это было раньше, лет этак 20 назад, они талантливы, мобильны, амбициозны, креативны, – говорит педагог. – Посмотрите, какая у нас в кабинете техника: современные швейные машинки, электрические приборы. Все это способствует быстрому освоению предмета, ведь технология – это не физика или химия, здесь ничего заучивать не надо, но именно эти азы пригодятся любой девушке в будущем грамотно и толково вести домашнее хозяйство. Сегодня в рамках школьного курса мы можем сшить платье, представляете, с каким удовольствием потом они его носят, или связать шарф, или просто сделать оригинальную открытку на Новый год для мамы.

В старшем звене на уроках технологии подростки изучают азы домашней экономики, основы проектирования и профессионального самоопределения. Новые стандарты дают возможность через проектную деятельность развивать фантазию детей.

– И они с большим интересом берутся за такие проекты, – дополняет Ольга Фёдоровна. – Конечно же, с появлением Интернета у ребят больше возможностей – увидели что-то там, и на уроках мы уже это делаем. Жаль только, что сокращают время на уроки технологии. Но все-таки не стоит забывать, что труд связан с основами всех наук. Он воспитывает в человеке многие качества: дисциплину, настойчивость, усидчивость, внимательность. В конце концов, формирует из ребенка личность.

Ольга Речкова: «Я могу показать, как работает швейная машинка, а если девочке хочется вязать, то я обязательно предоставлю и такую возможность. Ведь неумелых детей нет, они все талантливые, каждая девочка может такие шедевры создавать своими руками, о которых даже не догадывается».