Реальность в стиле CG: в Барнауле можно увидеть работы петербургского цифрового живописца

Октябрь 08 11:23 2018

В век информационных технологий «оцифровываются» и художники. Теперь у них вместо холста графический планшет, кистью и карандашом служит стилус, а плоская статичная картинка, пущенная через призму смартфона, начинает двигаться и звучать. На прошлой неделе выставка именно таких картин открылась в музее «Город». Их автор – художник из Северной столицы Алексей Андреев.

Фото Юлии Неволиной

Мини-мультфильм

Создание картины от первого до последнего штриха с помощью гаджета направление относительно молодое – цифровая живопись (CG) возникла лишь на рубеже тысячелетий. Понятно, что мастеров, собственно, как и художественных произведений, мало. Один из них – петербуржец Алексей Андреев.

Кстати, начинал художник с более традиционных техник, в частности, со станковой графики, однако, как признался сам в одном из своих интервью, тот вид искусства, каким занимается сейчас, ему более близок. Цифровая живопись не сковывает, не привязывает к мастерской, как масляная, и не вредит здоровью, как занятия офортом (гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотой). К тому же результат виден практически сразу, а неточности и огрехи легко поддаются выправлению.

Работа над одной картиной ведется в несколько этапов. Изначально автор отрисовывает ее на графическом планшете (это может занять от получаса до нескольких дней). Затем в дело вступают специалисты по анимации, 3D-моделированию, постпродакшну и даже композиторы, которые совместно с Алексеем оживляют и озвучивают рисунок. Причем творчество это совместное.

Пару месяцев назад художник написал в своем блоге: «Я понятия не имею, как так получается, но Алексей Захаров, аниматор из Москвы, взял мою картинку и сделал так, что я вдруг оказался в «там» и в «тогда» — гораздо точнее, мощнее и выразительнее, чем я сам смог сделать в статичном образе. Как будто заглянул мне в душу, подсмотрел тот мой сон. До детали, до движения. Залипаю уже несколько дней и, видимо, буду залипать еще долго».

Окошки в миры

Каждую из картин, а они достаточно своеобразны – летающие дома и парящие острова, мчащиеся по облакам поезда и запряженные в скейтборды скаты, гигантские пауки на поводках и безмолвные колокола с лампочкой (или еще чем другим) вместо языка, – Алексей считает окошком в другие миры, некие альтернативные вселенные. Там живут похожие на нас люди со странным укладом своей планеты.

В этих его окошках есть что-то такое завораживающее, немного пугающее, но бесконечно затягивающее. Например, в одном из них ему привиделся состав поезда, который толстой зеленой гусеницей, задравшей голову, замер над автодорогой и смотрит на зрителя. В статичном варианте в нем нет ничего устрашающего – просто любопытная фантазия, можно сказать, даже милая. Но стоит навести на нее камеру смартфона с установленным приложением (его можно скачать прямо в выставочном зале), как все меняется с точностью до наоборот.

Первые спокойные аккорды саундтрека постепенно начинают перемежаться с настораживающими нотками, а потом и вовсе дополняются тяжелыми протяжными скрипами металла. Такие в фильмах ужасов не предвещают ничего хорошего. От этого объема, легкого покачивания состава и странных музыкальных переходов холодок по спине пробегает. Но оторваться почему-то не получается. Хочется смотреть и смотреть, снова и снова испытывая подступающую легкую жуть.

Первая в городе

По словам исполняющего обязанности директора музея «Город» Максима Калинина, выставка такого формата и в Барнауле, и в крае первая.

— Работы Алекса Андреева мы увидели в Интернете и сразу же заинтересовались, потому что всегда ищем новые формы выставок и стараемся идти впереди коллег, – поясняет Максим Сергеевич. – Все его работы не просто компьютерная графика, а именно компьютерная живопись. Сейчас это направление приобретает достаточно большую популярность. Даже Министерство культуры России запустило приложение дополненной реальности «Артефакт» и теперь активно продвигает. Им уже пользуется Государственный художественный музей Алтайского края, и мы его тоже скоро презентуем.

Алексей Андреев (Alex Andreev) родился в Новгородской области в 1972 году. В конце 80-х начал создавать традиционные графические картины, используя тушь-перо и карандаш, а в нулевых – работать в технике цифровой живописи. В этом году художник увлекся созданием трехмерных цифровых инсталляций в пространстве дополненной реальности. Его работы находятся в коллекции Государственного музея городской скульптуры (Санкт-Петербург), а также в галерее UGallery (США).

Мир Алексея Андреева запечатлен на 42 картинах проекта «Отдельная реальность». Познакомиться с ним можно до 21 октября по адресу: ул. Л. Толстого, 24.