Под стук колес: для чего юные барнаульцы посещают крупные предприятия

Октябрь 08 10:01 2018

На необычной экскурсии в моторвагонном депо Алтайская побывали юные журналисты из Барнаула. Организована она городским Центром занятости населения совместно с Алтайским территориальным управлением Западно-Сибирской железной дороги.

Вес одной колесной пары локомотива составляет 1200 кг.
Фото Глеба Колесникова

По вагонам

Из Барнаула в Новоалтайск и обратно мы с юными барнаульцами добирались на мотрисе. Обычно этот самоходный вагон используется для доставки специалистов отрасли на тот или иной электрифицированный участок железной дороги региона.

Новоалтайский железнодорожный узел – крупнейший в Алтайском крае и один из самых больших в Сибири. Он включает сортировочную станцию, на территории которой производится сцепка вагонов-товарняков. В моторвагонном депо Алтайская нас встретил главный инженер Григорий Копылец.

Пройдя инструктаж и получив спецодежду, ребята оказались на участке техобслуживания, куда каждые три-четыре дня поочередно попадают все пригородные поезда. На тот момент ТО проходил новейший скорый электропоезд ЭД4М производства Демиховского машиностроительного завода. По просторам края он ходит уже год, но все еще как новый. Судя по кабине машиниста, куда первым делом забрались любопытные ребята, он практически полностью управляется электроникой. Его вагоны общей вместимостью 660 сидячих мест оборудованы температурными датчиками, биотуалетами с пандусами.

Подобные электропоезда – настоящее отрасли. Проектировать, выпускать и водить более совершенные локомотивы, по словам Григория Копыльца, предстоит в том числе молодым специалистам, тем, кто сегодня учится в школах. Поэтому депо постоянно посещают не только студенты, но и школьники.

Осматривая предприятие, ребята сфотографировались на память на фоне старенького ЭР6 (электропоезд рижский 6-го типа). Подобных электричек с «покатым лбом» и деревянными скамьями в крае практически не осталось. Да и эта уже лет десять является памятником.

Важнейшая часть поезда – колеса. Если колесная пара сломается, крушение неизбежно. Поэтому самый большой цех предприятия отведен под их профилактику и ремонт.

— Самые квалифицированные и ответственные специалисты работают в этом цехе. Технология должна соблюдаться безупречно, – пояснил Григорий Копылец. – Первый признак проблемы – возникновение так называемого ползуна. Дефект, как правило, образуется в результате экстренных торможений. В определенном месте колеса стачиваются от трения.

При исправлении ползуна стальное кольцо (бандаж), посаженное на основание колеса, либо протачивают с помощью огромного токарного станка, либо вовсе заменяют.

Юные экскурсанты побывали еще в четырех цехах. В сборочном, где в числе прочего ведется ремонт вагонов, увидели в работе огромные домкраты грузоподъемностью 160 т. На участке по ремонту тормозного оборудования участвовали в проверке стоп-кранов. Затем увидели электродвигатели. Побывали в музее депо. Также ребята получили возможность самостоятельно управлять поездом на современном симуляторе для подготовки машинистов.

Своим языком

На экскурсии с Центром занятости, по словам Юлии Годар, создателя «Детской службы новостей», ее подопечные выезжают во второй раз, до этого посетили в Барнауле трамвайное депо МУП «Горэлектротранс». Задача телепередач, которые после экскурсий на предприятия готовят максимально интересно и познавательно, рассказать другим ребятам о различных профессиях.

Четвероклассница Полина Желонкина сравнила труд железнодорожников по сложности и ответственности с медициной. А ученик 123-й барнаульской школы Никита Мамонов отметил, что эта экскурсия оказалась самой интересной из всех, что он когда-либо посещал.

— Поездка хоть и была длительной, за несколько часов я нисколько не устал, потому что было интересно, – сообщил юнкор.

Александр Раченков, заместитель директора барнаульского Центра занятости населения: «На профориентационных экскурсиях вместе с детьми все чаще присутствуют их родители. Увиденное дает возможность более четко в семейном кругу определиться с выбором будущей специальности и учебным заведением».